Курды (курд. کورد Kurd) — этническая группа на Ближнем Востоке, живущая в основном в восточной части Турции (Северный Курдистан), западном Иране (Восточный Курдистан), северном Ираке (Южный Курдистан) и северной Сирии (Западный Курдистан). Многочисленные диалекты курдского языка относятся к северо-западной подгруппе иранских языков. Большинство курдов исповедует ислам, меньшинство — езидизм, христианство и иудаизм.
Этногенез
Происхождение курдов в настоящее время является дискуссионным. Высказываются различные гипотезы происхождения курдов, в частности, скифско-мидийское происхождение курдов и яфетическая (картвелы, армяне, халды, курды) гипотеза Марра[источник не указан 504 дня]. Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники (др.-греч. Κύρτιοι, лат. Cyrtii). В частности, сообщается о племени Куртиев, издревле обитавших в Персии. Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской, а также Армянское нагорье и Курдистан, Прикаспийских областях и Иранском Азербайджане и были скотоводческим и разбойничьим племенем. Во времена древне-персидской монархии курды, по-видимому, входили в состав провинции Армения.
Имя курдов (kwrt) упоминается в среднеперсидских источниках (Карнамак-и Ардашер-и Папакан), но, как отмечают исследователи, в раннем средневековье это был прежде всего социально-экономический термин, означавший у оседлого иранского населения кочевых, живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах: курманджи, зазаки, сорани, лаки, келхури, горани, авромани.
Собственно «курдскими» языками/диалектами в настоящее время называют курманджи, сорани и группу южнокурдских языков/диалектов (лаки, келхури, фейли). Согласно исследованиям Д. Н. Маккензи, курдский вместе с белуджским из всех северо-западных иранских языков обнаруживают наибольшую близость к юго-западным языкам (персидскому и его ближайшим родственникам). По этой теории, эта близость отражает существование персо-курдско-белуджского единства в центральном Иране (Мидии), при этом пракурды изначально населили гористые земли Луристана к западу от Исфахана. Существующие в горах Загроса переходные говоры между южнокурдскими и луро-бахтиарскими диалектами могут считаться «мостом» между курдским и персидским.
Напротив, происхождение таких «курдских» языков как гурани и зазаки, также относящихся к северо-западной подгруппе и распространённых соответственно в среднем Загросе и в истоках Тигра и Евфрата, не связано с собственно курдскими диалектами. Данные языки происходят из прикаспийского региона и их распространение связано с миграциями дейлемитов на запад Иранского плато, где они в дальнейшем вступили в тесное взаимодействие с курдами. Гуранийское и зазайское влияние заметно соответственно в северном (курманджи) и центральнокурдском (сорани) языках.
Этническая структура и языки
Курды представляют собой совокупность многочисленных и зачастую разнородных племён, называемых вслед за своими эпонимами. Племенная принадлежность до сих пор очень важна в социальных отношениях в традиционном курдском обществе.
Курдский персоязычный историк XVI века Шараф-хан Бидлиси писал, что курды разделяются на четыре народа: курманджи, луры, келхури и гурани. Из них луров, говорящих на юго-западных иранских диалектах, в настоящее время уже обычно не включают в состав курдов. Келхури (вместе с лаки и фейли) составляют сильно дифференцированную южнокурдскую общность, объединяющуюся с гурани и смыкающуюся с лурами на юге. Южные курды населяют иранские останы Керманшах и Илам, а также прилегающие районы на востоке Ирака.
Курманджи — основное надплеменное самоназвание большинства остальных — центральных и северных курдов, включая курдов заза. По сути оно аналогично термину «курд» в старом значении и обозначает носителя определённого социально-экономического уклада, основывающегося на отгонном горном скотоводстве. Тем не менее в научной литературе термином «курманджи» обычно обозначают только северных курдов, за «центральными» курдами (курд. Kurdmancî Xwarû «южные курманджи»), населяющими районы иракской Сулеймании и Иранский Курдистан с прилегающими областями, закрепилось персидское название сорани.
С лингвистической точки зрения все языки/диалекты, называемые ныне «курдскими», можно разделить на следующие группы:
Курдские языки:
курманджи
сорани (южный курманджи)
южнокурдский язык (келхури, фейли, лаки)
Дейлемитские языки:
гурани и авромани
зазаки
Несмотря на то, что и в обиходном употреблении, и в научной литературе часто идёт речь о «курдском языке» и его диалектах, взаимопонимание сильно затруднено уже между носителями курманджи и сорани — наиболее близких курдских языков. Большинство курдов является билингвами и владеет основным языком государства проживания: турецким, арабским, персидским и другими.
Курды и заза
Заза — это потомки кочевых племён, которые изначально проживали на севере современного Ирана, на берегу Каспийского моря, откуда, начиная с ХVI века, начали мигрировать на территорию Армянского нагорья. Заза спасли много армян во время геноцида начала ХХ века. Так, по имеющимся данным, в ходе армянских погромов и геноцида 1876—1921 гг. более 150 тысяч армян, преимущественно женщин и детей, которые остались сиротами, были скрыты в семьях заза.
Пространственные отношения между этническими группами, на основе генетических расстояний народов Ближнего Востока, по мнению Минорского, выделение заза из общего ряда остальных курдов является неверным.
Генетические исследования
Генетический анализ показывает, что курдский народ тесно связан с азербайджанским, армянским, грузинским и еврейским народами, имеющими некоторых общих предков в северной части ближневосточного региона,
Ориентировочно в Иракском Курдистане Y-хромосомная гаплогруппа J2 достигает 28,5 %, по 17 % гаплогруппы I и R1b, по 11,5 % гаплогруппы R1a и J1, 7,5 % гаплогруппа E, 4 % у гаплогруппы G, 3 % у T[28]. В Турецком Курдистане ориентировочно гаплогруппа I — 20 %, R1a — 16 %, E — 11,5 %, J2 — 10,5 %, J1 — 9,5 %, R1b — 6 %, T и Q по 5 %, 4,5 % — L, G — 2,5 %, 9 % другие.
Расселение
В настоящее время курдов насчитывается не менее 40 млн человек[источник не указан 215 дней]. Большинство курдов расселено в регионе Курдистана. Почти 2,5 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины.
В Турции
Основные статьи: Курды в Турции, Турецкий Курдистан
Самый большой массив курдской этнической территории занимает юго-восток и восток Турции в районе озера Ван и города Диярбакыра. Отдельные курдские поселения разбросаны также по всей Анатолии, крупные курдские диаспоры сосредоточены в больших городах на западе страны. Экспертные оценки говорят о 20—23 % населения страны, что может составлять до 16—20 млн чел. В это число включаются северные курды-курманджи — основное курдское население Турции и народ заза (говорящий на языке зазаки) — ок. 1,5 млн чел., а также значительная доля тюркоязычных курдских племён, перешедших на турецкий язык — ок. 5,9 млн чел.). В Турецком Курдистане традиционно наблюдается наиболее высокий уровень безграмотности в Турции.
В Иране
Основные статьи: Курды в Иране, Иранский Курдистан
Расселение иранских курдов по провинциям Ирана и их процентное соотношение к населению этих провинций по опросу о родном языке, проведенному в 2010 году министерством культуры Иранской Исламской Республики
В Иране курды населяют останы Илам и Керманшах (южные курды: келхури, фейли, лаки, гурани, авромани), Курдистан (сорани) и Западный Азербайджан (сорани и курманджи), а также прилегающие к ним районы останов Хамадан и Зенджан. Курдские поселения также разбросаны практически во всех остальных останах Ирана. Особенно большой район компактного расселения курдов (преимущественно курманджи) расположен в остане Северный Хорасан, куда шах Аббас I в XVII в. расселял воинственные курдские племена для обороны Хорасана от туркменов и Хивинского ханства. Всего в Иране насчитывается около 5,5 млн курдов.
Происходившие в самом монархическом Иране интеграционные процессы отразились и на характере межнациональных отношений в Иранском Курдистане. До свержения шахского режима определенное сближение населявших страну национальностей гарантировала политика иранского национализма. Она была нацелена на разрушение традиционных форм общественных отношений, на формирование социальной структуры и хозяйства, свойственных капиталистическому обществу, распространение общеиранских форм культуры, внедрение персидского языка во все сферы жизни и т. д. При этом игнорировались национально-культурные запросы неперсидских народов страны. Социально-политическая и экономическая неудовлетворенность иранских курдов, ущемление их национально-государственного статуса и иные причины порождали претензии к властным структурам, представителям доминирующего этноса (персоязычным иранцам), с которыми связывались этнокультурные последствия интеграционных процессов. Между тем использование военных и репрессивных институтов позволяло шахскому режиму в целом сохранять определенный баланс межнациональных отношений.
В Ираке
Основные статьи: Курды в Ираке, Иракский Курдистан
В Ираке также представлены три курдских субэтноса (с юга на север): южные курды с гурани, сорани (в районе Киркука и Сулеймании) и курманджи (в районе Мосула), населяющих восточные и северо-восточные районы страны. Лишь часть этнической территории иракских курдов включена в автономное образование Иракский Курдистан со столицей в Эрбиле. Всего в Ираке проживает более 5,6 млн курдов.
Ирано-иракской война, которая могла бы дать курдам возможность воспользоваться условиями, созданными в связи с поглощенностью двух стран Залива в борьбе друг с другом, только обострила напряженность между основными курдскими группами.
В Сирии
Основные статьи: Курды в Сирии, Сирийский Курдистан
В северной Сирии проживает 3,8—4 млн курдов, преимущественно курманджи. Курдское меньшинство Сирии составляет примерно 15 % населения. Сирийские курды компактно проживают в городах: Камышлы, Кобани, Амудэ, Деррика, Африн, Хемко.
В России и странах СНГ
После вхождения в состав Российской империи Грузии (1801 год), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными. Отдельные их семьи и родоплеменные группы оказались в российском Закавказье также после русско-персидских войн (1804—1813, 1826—1828 годов). Это были либо жители тех селений, которые, согласно условиям Гюлистанского (1813 год) и Туркманчайского (1828 год) договоров, вошли в подданство России, либо переселенцы, бежавшие в Азербайджан (частично — в Армению) от притеснений иранских и турецких властей и в поисках лучших пастбищ.
К концу XIX века из Турции и Ирана курды массово переселялись в Закавказье из-за неурожаев и голода.
В 1937 г. курды Армении и Азербайджана, а в 1944 г. — курды Грузии были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. В 1989-90 годах курды из Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в Россию (в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи).
Среди стран бывшего СССР курды проживают в Азербайджане, Армении, Грузии, Туркменистане и Казахстане.
В России по переписи 2010 года проживает 23,2 тыс. собственно курдов. Езидов, которые учитывались отдельно — 40,6 тыс.
Субъект федерации Численность курдов в 2010 году, человек.
Краснодарский край 5 899
Адыгея 4 528
Саратовская область 2 851
Ставропольский край 1 790
Орловская область 1 358
показаны субъекты c численностью курдов более 1000 человек
В Адыгее курды компактно проживают в сёлах Еленовское, Преображенское и Садовое Красногвардейского района, где поселились в конце 80-х — 90-х годах XX века беженцы из зоны Карабахского конфликта и переселенцы из других регионов Закавказья, а также из Средней Азии.
Религия
Большинство курдов — мусульмане-сунниты, придерживающиеся преимущественно шафиитского мазхаба. Около 5-7 % курдов исповедует шиитский ислам. Одно из шиитских течений — алевизм — исповедуется курдами Турции, прежде всего народом заза. Ядро другого шиитского направления ислама является Ахл-е Хакк («люди истины») составляют гурани и южные курды. Наиболее своеобразной курдоязычной конфессиональной группой являются езиды, исповедующие синкретическую религию, ведущую происхождение от учения араба шейха Ади (XII в.).
Также курды исповедуют христианство (англ.)русск.. В основном это католики и представители автокефальных церквей: халдеев, ассирийцев, сиро-яковитов[источник не указан 215 дней]. Все они говорят на арамейских языках[источник не указан 215 дней]. Курды-христиане проживают также в странах СНГ, Европы и Америки, есть общины в Северном и Западном Курдистане.
Несколько тысяч курдов исповедуют бахаизм.
Курдское национальное движение
Географическое положение курдских районов в Турции, Иране и Ираке является важным фактором в определении «жизнеспособности» и силы курдских политических организаций, противостоящих центральным правительствам этих стран. Курдская проблема расселения демонстрирует, как географический фактор отрицательно влияет на этническое движение в зоне большого соперничества за власть и межрегиональных конфликтов. Можно предположить, что в ближайшем будущем решение курдской проблемы невозможно, но некоторая степень курдской автономии возможна в рамках подлинных федеральных систем данных государств.
Курд из Бисмиля
Использование курдского языка в турецких СМИ было запрещено. Курдский алфавит был сформирован английскими, российскими и французскими учёными в последнем столетии. Однако, под давлением мирового общественного мнения, постепенной демократизации страны и в результате снижения активности РПК, Турция начала поэтапно смягчать запреты в области использования курдского языка. С января 2009 года Турция начала регулярные круглосуточные телепередачи на курдском языке.
В настоящее время курдский вопрос является одним из ключевых при обсуждении дальнейшей евроинтеграции Турции. Европа требует большей регионализации и автономизации курдов, а также соблюдения их прав в соответствии с европейскими стандартами.
История показывает, что курдские проблемы, как правило, возникали из-за попытки лишить этот народ, сильно привязанный к своим собственным традициям, их культурной и племенной автономии. С другой стороны, возникают сомнения, что, создав автономию, она сможет иметь практическое решение.
Данная статья взята из ВИКИПЕДИИ