Интервью с академиком Самвел Кочои
— Первый вопрос касается Вашей последней награды. Расскажите, пожалуйста, за что Вы ее получили.
Речь
идет о почетном знаке «За заслуги перед Кировской областью». Это высшая
награда Кировской области, она учреждена относительно недавно и вручал
мне его Губернатор, молодой и перспективный политик, широко известный в
России и за ее пределами, – Никита Белых. Многие помнят его в прошлом
как одного из лидеров правых сил России. Вручение данной награды
совпала с двумя круглыми датами: 40-летием создания в Кирове
территориального подразделения Московской государственной юридической
академии (МГЮА) и 25-летием моей трудовой деятельности в Кирове.
— Из
информации в Интернете следует, что по количеству регалий, званий и
наград Вы опережаете ректоров всех вузов Кировской области и даже самого
ректора Московской государственной юридической академии, в чьем
подчинении Вы находитесь. Несколько лет тому назад Академия Министерства
юстиции России Вас включила в энциклопедию «Видные ученые-юристы России
второй половины ХХ столетия». Можете ли рассказать, какое место
занимает Ваш Институт в системе высшего образования Кировской области и
России в целом?
Во-первых,
сама Академия является крупнейшим и ведущим юридическим вузов России и
СНГ. Здесь обучаются почти 20 тысяч студентов, преподают более 100
докторов наук и свыше 300 кандидатов наук. Кировский же институт (или
филиал) Академии является базовым вузом по подготовке юристов для
Кировской области, а также ряда соседних регионов.
Что
касается моих наград, то, действительно, одних только почетных знаков и
медалей у меня уже 7. С одной стороны, я признателен Российскому
государству за высокую оценку моих достижений. Но, с другой стороны, как
ни парадоксально это звучит, с каждой наградой мне становится все
труднее работать. Знаете, я никогда раньше не задумывался о страшной
силе зависти. Она есть и в Кирове, и в Москве… Но об этом расскажу как
ни будь в следующий раз.
— Есть ли среди Ваших студентов и выпускников студенты курдской национальности?
Да,
насколько мне известно, в разные годы десяток человек у меня учились,
но не все смогли закончить Институт. Действительно, учиться в Кирове
невероятно сложно. Некоторые мои студенты и выпускники говорят, что
сложнее в Кирове, чем даже в самой Академии, в Москве.
— В
поздравлении в Ваш адрес, опубликованном на нашем сайте от Зины
Джавоевы, есть такие слова: «Я уверенна, что Вы непременно отдадите
частицу себя и своей энергии делу служения своего народа, чтобы
заслужить награду и от него…».
Я
хочу поблагодарить госпожу Джавоеву за теплые слова в мой адрес. Но
вместе с тем хочу подчеркнуть, что своему народу, в меру собственных
сил, я служу давно и верно (об этом я говорил во время интервью в
прошлом году). И делаю это не ради наград.
…В
2003 году, при финансовой поддержке моего друга из Иракского Курдистана
Абу Бакра, нам удалось издать в Москве книгу «Геноцид в Иракском
Курдистане» (кстати, тогда издательство «Юридическая литература»
Администрации Президента России мне отказало в издании этой книги из-за
российской поддержки режима Саддама Хусейна). Один из казахстанских
курдских бизнесменов, между прочим, имеющий диплом кандидата
исторических наук, тогда сказал Абу Бакру буквально следующее: « Я
слышал, вы с Самвелом какую–то книжку издали». Между тем, на эту
«книжку» в Интернете ссылаются многие. Так, в русской Википедии ужасы
Анфаля описаны со ссылками на нее. На эту «книжку» ссылаются сайты,
посвященные изучению геноцида евреев и армян. Научные работники,
занимающиеся вопросами геноцида, также пользуются материалами этой
самой «книжки». Как я уже ранее говорил, эту «книжку» Дж. Талабани
подарил тогдашнему президенту России В. Путину. Кстати, после выхода в
2001 г. моей большой научной статьи о геноциде (в том числе курдов и
езидов), мне позвонили из Института геноцида армян и предложили посетить
Армению и вступить в международную организацию исследователей геноцида.
Одним словом, хочу сказать, интерес проявляют все, но обижаться (за
невнимание ко мне или к моим трудам) на курдские/езидские сайты или
политиков и ученых (в том числе из Курдистана) я не намерен. Допускаю,
что если бы не предложение апе Карама (Анкоси) о сотрудничестве с сайтом
Kurd.ge, многие курды даже Грузии, в которой я вырос, не знали бы о
моем «деле служения своему народу».
— Поддерживаете ли отношения с учеными Курдистана?
К
сожалению, нет. Мои попытки установить с ними контакты оказались
безуспешными. Между тем в Южном Курдистане работают несколько
университетом, в то числе Американский в Сулеймании. Насколько мне
известно, представители курдского правительства больше заняты
направлением молодых курдов на учебу в Россию. Мне ничего не известно о
приглашении молодых российских курдов учиться в университетах Южного
Курдистана или курдских ученых России – поработать совместно с коллегами
из этих университетов.
— Как бы Вы прокомментировали итоги двух опросов на нашем сайте?
Эти
итоги для меня не являются неожиданностью. Во-первых, абсолютное
большинство опрошенных считает, что главной причиной исхода из Грузии
курдов-езидов являются социально-экономическое условия. В этой связи не
могу не назвать, как минимум, безответственным материал «председателя
Союза курдов Грузии», размещенный на одном из курдских сайтов России. По
имеющейся у меня информации, мало того, что такой организации в Грузии
не знают, так еще и сам его «председатель» уже несколько лет находится в
польском лагере для перемещенных лиц и пытается получить разрешение на
въезд в Западную Европу. Я понимаю, что каждый сбежавший в Европу,
пытается доказать тамошним миграционным властям, что в Грузии лично его
преследовали по национальному (религиозному) признаку. Я только не
понимаю, почему из-за них должны пострадать те курды, которые не уехали,
остались жить в Грузии. Кто-нибудь из «беженцев» думает о том, как
грузинские власти будут относиться к «своим» курдам, когда их сородичи
где-нибудь в Польше или Германии сочиняют небылицы об их преследованиях в
Грузии? Знаете, у русских есть хорошая поговорка: «Не плюй в колодец,
откуда пьешь воду, пригодится». То же самое, что и выше, хочу сказать и
тем известным курдам, выходцам из Грузии, которые уже здесь, в России,
пугают общественность положением курдов в Грузии. Знаете, рано или
поздно два православных народа – русские и грузины – помирятся. И наша
задача, как минимум, заключается не в том, чтобы быть пешкой в руках
тех, кто заинтересован в дальнейшем обострении отношений между этими
народами.
Итоги
второго опроса подтверждают формулу: у курдов может быть несколько
религий, но у езидов – только одна. С другой стороны, вера в езидизм,
доверие к нему обязывают принимать срочные меры по его сохранению.
Ситуацию с нашей религией сегодня можно назвать катастрофической.
Говорят, пару лет тому назад по российскому ТВ показали, как один
«важный» езид разрезал «клоч» на плечах своего сына; сам я видел по
грузинскому ТВ «ПИК» сюжет из Армении, где другой «VIP- езид» (шейх
Хасан Хасанян) встречал езидский Новый год на кладбище в компании … с
послом Индии. И таких чудачеств – уйма. Очевидно, нужна встреча
(конгресс) езидских и курдских теологов, авторитетных священнослужителй
для определения судеб тех немногих людей, которые еще верят в езидизм,
хотя, чтобы их дети и внуки оставались езидами. Нужно унифицировать
религиозные нормы и принципы. В России есть много умных и состоятельных
езидов. Среди последних – самый влиятельный российский езид и один из
богатейших людей России Зелимхан Муцоев. Думаю, он бы мог помочь с
решением многих вопросов по организации подобного конгресса.
Итоги
опроса я бы хотел прокомментировать еще с одной стороны. В России есть
известная певица, называющая себя Зарой (говорят, ее настоящее имя –
Зариф – красивое курдское имя). Родившаяся в Армении езидкой, она в
России приняла православие. Соответственно, она уже не езидка. Такой
точки зрения придерживается и абсолютное большинство лиц, опрошенных на
сайте Kurd.ge. Здесь, кажется, все ясно. Но остается открытым вопрос о
национальности Зары. Я лично смотрел две российские телепередачи с
участием Зары, где ведущий одной из программ сказал, что она имеет
«иракские корни», и родной ее язык – «фарси», а ведущий другой программы
сообщил, что у Зары «иранские корни». В интервью журналу «Караван
историй» (декабрь, 2010, стр. 172), кстати, она прямо сказала: «Мои
предки переселились в СССР из Ирана». Свою национальность она не
раскрыла еще в одном интервью, в котором она призналась, что выросла в
Армении, и соседи в ее глазах наблюдали грусть «восточного народа».
Пассаж
о том, что родной язык езидов – фарси, и что в Армении живут езиды,
прибывшие из Ирана, пускай оценивают специалисты. Я хочу сказать о
другом: нельзя стеснятся называть себя и езидом, и курдом! Знаете, в
1987 году, когда меня направили из Москвы на работу в Киров, среди
студентов начались споры: какой же национальности этот молодой доцент
Кочоян Самвел Мамадович? Армяне с гордостью отвечали – армянин, а
азербайджанцы, с не меньшей гордостью, – азербайджанец. Я тогда в одном
из интервью местным СМИ рассказал, что я курд, после чего сменил
фамилию Кочоян на Кочои. Через два года мою кандидатуру на должность
декана факультета рассматривал горком КПСС. Однако согласия на мое
назначение он не дал. Как потом мне рассказывали, один из членов
горкома, ознакомившись с моим досье, воскликнул: «Он даже не армянин!». И
в последующем, честно должен признать, мое курдское происхождение моим
успехам никогда не способствовало (данное обстоятельство, более того,
преумноженное на фактор места рождения – Кавказ, Грузия, – особенно в
последнее время, периодический пытаются использовать против меня). Но
при этом я никогда не отказывался от своей национальности!
http://www.kurd.ge/2011/07/17/interview-with-academician-samvel-www-kurd-ge-kocho/
|