• Ср. Июл 17th, 2024

Şalîko Bêkes

Şêr-Bêkes

РЕЛИГИИ КУРДОВ

Автор:Шалико Бекас

Июн 22, 2010
«Боже праведный, ниспошли милость
свою на землю Курдистана!»
(из молитвы езидов)



Шорш Халид Саид 

 

     Курды относятся к тем немногим народам, отличающимся удивительным разнообразием исповедуемых ими религий. Но, независимо от вероисповедания, все курды своей «исконной» религией считают зардэшти. Существует также мнение академика Марра (и с ним согласны некоторые ученые), который считает исконной религией всех курдов езидизм. К сожалению, нет точной статистики о количестве верующих различных конфессий во всех частях Курдистана из-за сложности ситуаций в каждой из них. Кроме того, страны, разделившие между собой территорию Курдистана не дают точной статистики, сознательно занижая реальные цифры, стремятся уменьшить число курдского населения, что затрудняет все последующие исследования. К тому же в регионе уже давно не проводились официальные переписи населения.
По мнению большинства специалистов считается, что большая часть всех курдов — 75% — исповедуют ислам суннитского толка, значительное число курдов — мусульмане-шииты и алавиты. Курды исповедуют также христианство, иудаизм и некоторые другие религии.
Самой загадочной из всех религий, исповедуемых курдами, бесспорно является езидизм. Загадочности способствует замкнутость общества и образа жизни езидов, которые не позволяют проникнуть непосвященным в тайну своего круга. Браки в их обществе заключаются только между единоверцами, и, более того, как правило, между представителями одного сословия, не допуская никаких исключений. Замкнутость езидов стала причиной того, что у нас до сих пор нет точных данных об их количестве. По данным некоторых источников в мире насчитывается около 500 тысяч курдов-езидов, проживающих в Армении, Грузии, Ираке, Сирии и Турции. В работе Джохана Гиста «Изучение оставшихся» (совместное издание Лондон-Нью-Йорк, 1987г.) утверждается, что езидов насчитывается всего 150 тысяч.        Большинство из них проживает в Ираке (в Шехане и Сенджаре, на севере Мосула), 40 тысяч проживают в Армении и Грузии, 10 тысяч в Турции и 5 тысяч в Сирии, в районе Камышли. Совершенно очевидно, что эти цифры явно занижены. Автор работы аргументирует такое малое количество езидов политикой правительств стран, разделяющих Курдистан, направленной на насильственную ассимиляцию курдского населения. В результате чего многие езиды бежали от насильственной арабизации, либо, оставаясь, становились мусульманами.
Слово «езиды» многие ошибочно связывают с именем арабского халифа Езид Бен Маауя и таким образом считают езидизм одним из течений ислама. Но история и факты опровергают подобные утверждения. Специалисты признают езидизм самостоятельной религией, на формирование которой оказали влияние христианство, ислам , иудаизм, но большинство ритуалов были позаимствованы из зэрдаштизма. Езиды, как и зардэшти, преклоняются перед святостью огня, во время молитвы ориентируются на Полярную звезду. В их верованиях большое место уделяется свету, солнцу и другим небесным светилам.
Считается, что слово «езид» произошло от слова «ездан», что в переводе с древнекурдского и персидского означает «бог», «божество». В свою очередь, в курдский и персидский языки оно пришло из древнего языка санскрит, в котором слово «язада» означает «творец». Часто езидов обвиняют в поклонении Сатане, но они сами с этим категорически не согласны. Езиды никогда не упоминают имя Сатаны и даже таких слов, которые созвучны с этим именем. Например, они никогда не одевают ничего синего ( по-курдски синий — «шин», а это созвучно слову «шайтан»), не употребляют в пищу кочанные салат и капусту, считая, что внутри спрятался Сатана. Езидам запрещается сплевывать на землю, так как это может оскорбить Сатану. Но это вовсе не значит, что езиды ему поклоняются. Просто они боятся воплощенного в этом имени Зла, которое может навредить им.
Как и в религии зардэшти, в езидизме бог зла Анхра- Манью и бог добра Ахура Мазда делят между собой власть над всем миром. Считается, что Бог Добра изначально милостив и не причинит никому зла, поэтому он не нуждается ни в восхвалении, ни в украшении. Совершенно иное отношение к богу Зла.      В суеверном страхе, стараясь добиться его благосклонности, езиды дали ему красивое имя, постарались облачить в красивую оболочку и наделить некоторыми добрыми чертами. Бог Зла был назван «Малик Таус» — «король-павлин».
Езиды считают змею воплощением сатаны из- за ее хитрости и мудрости. Все причины зла в езидизме — от змеи, начиная от райского Змея, искусителя Адама и Евы. Тем не менее Баба Чавуш, хранитель Святого места, утверждает, что нельзя убивать змей, обладающих волшебной силой и способностью причинять зло даже мертвой, и даже вступать с ними в конфликт.
Святое место всех езидов — мовзолей Шейха Ады, которого считают основателем религии, святым апостолом Божьим — находится в Лалеше, в Иракском Курдистане. Вход в Святое место охраняет каменное изваяние змеи.
21 марта празднуется Новый год езидов, а в ноябре — главный религиозный праздник.
У езидов, как у мусульман, есть рамазан (пост ), который, в отличии от мусульманского, длится три дня. Есть еще несколько дней поста, специально для Бога и Святых — для Малик Тауса, для Шейха Ады, для Шехо Бакыра, для Шишми.
Как всякая религия на Востоке, претендующая на значимость, езидизм имеет свои Святые книги — «Джильуа» («Книга откровения») и «Масхафи раш» («Черная книга»). Эти книги стали известны благодаря английскому миссионеру О. Перри, который в 1895 году нашел арабский вариант Святых книг. Вскоре они были переведены и изданы на английском языке. «Масхафи раш» написана на сулейманийском диалекте шрифтом, похожим на буквы иврита. В ней повествуется о сотворении мира и коллизиях, сопутствующих этому процессу.
Езидское духовенство делится на следующие сословия.
Главой в езидизме является мир(эмир). Он выбирается членами своей семьи, считается абсолютным духовным и мирским повелителем и обладает почти монархическими правами. В его обязанности входит следить за мовзолеем Шейха Ады и совершением жертвоприношений. У мира хранятся все религиозные реликвии езидов. Он лично назначает Баба Шейха — отца шейхов — как своего заместителя в религиозных делах.
Самое многочисленное сословие — шейхи, которые непосредственно подчиняются Баба Шейху. Их основная обязанность — совершение религиозных обрядов.
Пиры (в переводе «старый», «мудрый») пользуются в езидской общине уважением наравне с шейхами, совместно с которыми они участвуют в различных религиозных обрядах.
Далее следуют представители низших сословий. Факиры («бедный», «нищий») служат могиле Шейха Ады. Одежда их сшита из черных лоскутков, а на шее висит нитка — тока езид- символ покорности. Факиры ведут в основном отшельнический образ жизни.
Кавалы собирают пожертвования на могилу Шейха Ады. Кроме этого, по приказу мира они собирают информацию о состоянии дел в езидской общине, а также являются исполнителями духовных песнопений.
Есть еще очень своеобразное сословие кочаки, которые участвуют в некоторых религиозных обрядах ( в частности, в похоронах), но не являются сословием духовным. Их считают предсказателями будущего, наделяют сверхъестественными возможностями. На протяжении всей истории существования езедизма приверженцы этой религии терпели много унижений и притеснений от представителей других конфессий, в том числе и от своих братьев — курдов-мусульман, за желание сохранить обычаи и верования предков. В 1252 году правитель Мосула осквернил мовзолей Шейха Ады, обезглавил 100 езидов, а их эмира повесил.
В 1817 году правитель Равандуза паша Мухаммад Кур продал много езидов в рабство, а еще больше утопил в Тигре. В 1908 году власти Османской империи насильно заставляли езидов принимать мусульманство, уничтожали и оскверняли их святыни и имущество.
В настоящее время, как и много веков назад, езиды стараются сохранить свои традиции и религиозные верования. В Дохуке был создан Культурный центр «Лалеш». По словам его директора пира Хдыр Сулеймана «каждый год умирают несколько старейшин высших религиозных сословий, и вместе с ними умирает часть наших традиций, часть нашей культуры». Созданы Центры езидов в Германии, в Ереване и Тбилиси. Совсем недавно открылось Общество езидов в г. Ярославле. Все они по крупицам собирают утерянные традиции и ритуалы.
Но, как и раньше, государства, в которых проживают курды-езиды, зачастую пытаются посеять рознь и вражду между курдами-езидами и курдами -мусульманами. Предпринимаются попытки создать теорию, по которой езиды — это не религия, а национальность, имеющая свой язык — езидский(которого на самом деле не существует). Несмотря на свою нелепость, эта теория имеет своих последователей. Таким образом власти пытаются завуалировать курдскую проблему, перевести ее в другую плоскость.
Хочется верить, что центры езидов во всех регионах смогут отвратить молодое поколение курдов- езидов от подобных уловок и сделают все возможное, чтобы вернуть всем желающим религию их предков.