Так называемая «страна курдов» находится на юго-западе азиатского
материка. Название «Курдистан» имеет не государственно-политический, а
этногеографический смысл.
материка. Название «Курдистан» имеет не государственно-политический, а
этногеографический смысл.
Территория, на которой курды
образуют относительное большинство населения (по одним данным в
различных его частях от 84 до 94%, по другим — от 72 до 79%), поделена
между четырьмя государствами — Турцией, Ираном, Ираком и Сирией (в
Турции — свыше 200 тыс.кв.км., в Иране — свыше 160 тыс.кв.км., в Ираке
— до 75 тыс.кв.км., в Сирии — до 15 тыс.кв.км., данные из публикаций
курдских сепаратистов).
образуют относительное большинство населения (по одним данным в
различных его частях от 84 до 94%, по другим — от 72 до 79%), поделена
между четырьмя государствами — Турцией, Ираном, Ираком и Сирией (в
Турции — свыше 200 тыс.кв.км., в Иране — свыше 160 тыс.кв.км., в Ираке
— до 75 тыс.кв.км., в Сирии — до 15 тыс.кв.км., данные из публикаций
курдских сепаратистов).
Она расположена примерно между 34 и 40
градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы и
простирается с запада на восток приблизительно на 1 тыс. км., а с
севера на юг — от 300 до 500 км.
градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы и
простирается с запада на восток приблизительно на 1 тыс. км., а с
севера на юг — от 300 до 500 км.
Среди
курдов отмечается высокий естественный прирост — около 3% в год.
Поэтому несмотря на преимущественно горный рельеф местности, благодаря
плодородным долинам Курдистан по плотности населения достигает среднего
показателя по Азии (до 45 человек на кв.км.). По весьма приблизительной
оценке его население к настоящему времени превышает 30 миллионов. Таким
образом, курды — крупнейшее национальное «меньшинство» в Западной Азии
и самая многочисленная нация в мире, не получившая права на
национальное самоопределение.
курдов отмечается высокий естественный прирост — около 3% в год.
Поэтому несмотря на преимущественно горный рельеф местности, благодаря
плодородным долинам Курдистан по плотности населения достигает среднего
показателя по Азии (до 45 человек на кв.км.). По весьма приблизительной
оценке его население к настоящему времени превышает 30 миллионов. Таким
образом, курды — крупнейшее национальное «меньшинство» в Западной Азии
и самая многочисленная нация в мире, не получившая права на
национальное самоопределение.
В странах обитания курды
расселены неравномерно. Более всего их в Турции (около 47%). В Иране
курдов около 32%, в Ираке — около 16%. В самом этническом Курдистане
(при всей условности границ) курды составляют подавляющее большинство
населения
расселены неравномерно. Более всего их в Турции (около 47%). В Иране
курдов около 32%, в Ираке — около 16%. В самом этническом Курдистане
(при всей условности границ) курды составляют подавляющее большинство
населения
Главная особенность геополитического положения
Курдистана состояла в том, что он всегда занимал пограничное положение,
находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской,
Византийской, Османской империи, Арабского халифата, Ирана). Благодаря
этой особенности этносоциальное развитие курдов всегда протекало в
исключительно неблагоприятных условиях политической разделенности
этноса государственными границами.
Курдистана состояла в том, что он всегда занимал пограничное положение,
находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской,
Византийской, Османской империи, Арабского халифата, Ирана). Благодаря
этой особенности этносоциальное развитие курдов всегда протекало в
исключительно неблагоприятных условиях политической разделенности
этноса государственными границами.
Поэтому «курдская нация» далеко не однородна, прежде всего в плане языка.
Подавляющее
большинство курдов — 75% — исповедуют ислам суннитского толка,
значительна часть — мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане.
Относительно небольшая часть курдов исповедуют доисламскую курдскую
религию — езидизм. Но, независимо от вероисповедания, курды своей
«исконной» религией считают зороастризм.
большинство курдов — 75% — исповедуют ислам суннитского толка,
значительна часть — мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане.
Относительно небольшая часть курдов исповедуют доисламскую курдскую
религию — езидизм. Но, независимо от вероисповедания, курды своей
«исконной» религией считают зороастризм.
Со времени
образования арабского Халифата (VII век н.э.) вплоть до наших дней
курды в разное время вели борьбу против арабских, турецких,
монгольских, туркменских, персидских и других поработителей.
Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды,
Хасанвайхиды, Аюбиды) управляли не только отдельными княжествами, но и
такими крупными странами как Египет и Сирия.
образования арабского Халифата (VII век н.э.) вплоть до наших дней
курды в разное время вели борьбу против арабских, турецких,
монгольских, туркменских, персидских и других поработителей.
Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды,
Хасанвайхиды, Аюбиды) управляли не только отдельными княжествами, но и
такими крупными странами как Египет и Сирия.
С начала XVI в.
Курдистан стал ареной непрекращающихся войн. За обладание им спорили
две мусульманские державы — Иран и Османская империя. Итогом этих войн
стал Зохабский договор 1639г., разделивший Курдистан на турецкую и
иранскую части и сыгравший роковую роль в дальнейшей судьбе курдского
народа.
Курдистан стал ареной непрекращающихся войн. За обладание им спорили
две мусульманские державы — Иран и Османская империя. Итогом этих войн
стал Зохабский договор 1639г., разделивший Курдистан на турецкую и
иранскую части и сыгравший роковую роль в дальнейшей судьбе курдского
народа.
Правительства Османской империи и Ирана старались
ослабить, а затем и ликвидировать курдские княжества в целях
экономического и политического закабаления Курдистана. Этот раздел не
только не положил конец междоусобицам, а, наоборот, еще более усилил
феодальную раздробленность страны. В новое время освободительная борьба
курдов продолжалась.
ослабить, а затем и ликвидировать курдские княжества в целях
экономического и политического закабаления Курдистана. Этот раздел не
только не положил конец междоусобицам, а, наоборот, еще более усилил
феодальную раздробленность страны. В новое время освободительная борьба
курдов продолжалась.
На протяжении всего XIX века она
выливалась в большие восстания, которые жестоко подавлялись султанским
и шахским режимами. После Второй мировой войны территорию курдов
разделили еще раз — теперь на четыре части — между Турцией, Ираном,
Ираком и Сирией.
выливалась в большие восстания, которые жестоко подавлялись султанским
и шахским режимами. После Второй мировой войны территорию курдов
разделили еще раз — теперь на четыре части — между Турцией, Ираном,
Ираком и Сирией.
NEWSru.com