• Ср. Июл 17th, 2024

Şalîko Bêkes

Şêr-Bêkes

«БОГОМ ПРОКЛЯТЫЕ» НА СЦЕНЕ И НЕ ТОЛЬКО…

Автор:Шалико Бекас

Май 16, 2008

(Исповедь Художественного руководителя курдского театра «МИДИЯ», Шалико Бекаса, год спустя.)

4-го марта 2007 года в г. Москве, после долгих «предисловии», мы приступили к репетициям.
Нашим первым проектом стала трагикомедия «Богом Проклятые».
Естественно, не всё шло так, как хотелось, но, тем не менее, работа постепенно начала входить в нормальное русло. Искали актеров, находили, теряли, вновь находили.… Уже через два-три месяца наших поисков, удач и потерь мы смогли почти полноценно работать над спектаклем, завершили первый этап репетиций – читку пьесы — и перешли ко второму, сценическому этапу, разрабатывали мизансцены, учились входить в образы. Актеры на глазах менялись в лучшую сторону. Через полгода работы ребята уже сами себя не узнавали.

Премьера была назначена на 20-ое октября 2007-го года.
Афиши, билеты, Пригласительные билеты мы готовили со всей выдумкой и тщательностью, и, надеюсь, что получилось у нас неплохо.
Возникали новые планы, и мы мечтали об их воплощении.
У нас появились друзья, которые заинтересовались созданием театра. Естественно многие помогали нам и материально. В первую очередь Московский Курдский Дом (Mala Kurda) и его сотрудники – Али Амад, Фархат Мардин, Жийан Чийа, Фатма Патиева. Огромное участие в судьбе театра принимал наш, трагический погибший друг, Бадран – его гибель стала для нас личной трагедией. Можно с полной уверенностью утверждать, что рождение нашего театра стала возможным благодаря их усилиям.
Неоценимую помощь оказали нам также Эркан, Агит, Сабри, Окан и Арам. В частности, Арам находился рядом с нами с первых дней работы театра и до сегодняшнего дня и его поддержка имеет для нас огромное значение.
Многие наши соотечественники материально помогли нам довести свою работу до конца, и в день премьеры мы принимали их как дорогих гостей.
И вот наступил долгожданный день 20-ое октября. Мы были готовы оправдать доверие людей, которые так бескорыстно встали рядом с нами и протянули нам руку помощи. Услышав во время поклонов, после окончания спектакля, бурные овации благодарных зрителей – мы, актеры, почувствовали себя на седьмом небе от счастья.
Среди друзей театра, не могу не отметить Рзгана Гарданзари. С первых дней этот человек помогал в организации каждой нашей репетиции, взяв на себя (я имею в виду компьютерную технику) всю ответственность за музыку, клипы, фото, афиши, билеты, и выполнил всё, что обещал. Большую роль сыграл здесь и товарищ Заман.
Я хотел бы особо отметить и еще одного из наших друзей — это заслуженный артист России, Художественный руководитель грузинского театра «ДЗАЛИСА» в Москве, Заза Бондоевич Чичинадзе.
Чуть ли не с первых репетиции театра, находился рядом с нами и всячески помогал — и морально и практически. Невозможно в нескольких словах описать его вклад в наше дело. В его лице мы приобрели истинного друга театра, курдского народа и лично каждого из нас. Он же содействовал тому, чтобы наш театр принял участие в V международном фестивале национальных театров в России и за ее пределами.
Должен честно признаться, что мы совсем не были уверены, что выдержим такую ответственность: рядом с нами в этом фестивале участвуют театр «Ромэн», театр «Шалом», Щукинский коллектив, Щепкинское театральное училище… ну и т.д. Естественно, нам трудно соревноваться с кем-либо из них. Для нас было исключительно важным само участие в фестивале.

И вот, 11 марта 2008 года состоялся наш уже фестивальный показ спектакля «Богом проклятые». Он совпал и с днем рождения театра. Так что, для нас это был двойной праздник. Пока еще результаты неизвестны, но надеемся, что членам жюри наш спектакль понравился.

Тем не менее, 21-го марта коллектив театра — Махсуме Касым (Фарман), Бадире Шамиль (Бадри), Касыме Черкез и Тенгизе Исмаил — выступили на празднике Навроз с миниатюрой «Мамо и Шамо» и на этом театр пока прекратил свою деятельность. Будет ли этот «вердикт» носить окончательный характер, или мы вновь будем востребованы – ничего сказать не могу.
Я думаю, что нет необходимости специально подчеркивать, что, наряду со всем хорошим и приятным, в процессе работы над спектаклем, нас постоянно подстерегали и неприятности, и разочарования, и провокации… Можно сказать, что, к сожалению, их было гораздо больше, чем хотелось бы.
Но самым главным стало то, что мы остались с чувством глубокого неудовлетворения – перед нами «открыта дверь» лишь в неопределенность. Впереди нет ничего существенного — никакого будущего.
Меня сейчас одолевает чувство «одноразовости», чувство опустошенности. Наш спектакль стал единичным событием, пока не имеющим продолжения. Нет в душе моего народа жажды желания. Есть кромешная обыденность…
Такое ощущение, что кто-то громадной тенью стоит за тобой и отдает запреты. Ты терзаешься – тебя не видят, ты кричишь – тебя не слышат, ты горишь – но и этого никто не замечает…
Через месяц-другой театр должен был сыграть новую премьеру. Однако новый спектакль еще и не начат. Актеры театра должны непрерывно работать, а они уже два месяца бездействуют. Театру нужна постоянная труппа, но и этого нет. Казалось бы, судя по восхищенным отзывам, отовсюду должны были поступать приглашения на гастроли – но создается впечатление, что курдов как нации вообще нет. Всё представляется кошмарным сном.
Очень хочется до скончания увидеть наш народ совсем другим, отличным от сегодняшней действительности. Пусть это будет и моим пожеланием.

Москва.
27.03.08
Content-Disposition: form-data; name=»user»

Shaliko