Бахрам V Гур — Шахиншах Персии (Эраншахра) , из династии Сасанидов, по прозвишу «Дикий осёл», сын Ездигерда I (шах, которого принято называть еретиком) от иудейки.
Кто-то спросит: а при каких делах тут курды? А тем более в йезидизме и о каком празднике идёт речь? Отвечу… Но,по ходу краткой биографии Бахрама Пятого.
Смерть Ездигерда I была окутана тайной. Поговаривали, что во время охоты из реки выскочил чудный, белый конь и опрокинув Ездигерда (Йездигерда), ударил его копытом прямо в сердце.
Бахрам рос у благородных хирских арабов (иудеев) , которые считали его (Бахрама) своим. Согласитесь, имели все основания, так как матушка иудейка.
Один из многочисленных братьев Бахрама (по армянский Баграм), который имел первым право на престолонаследие Эраншахра, приехав в стольный город Ктесифон, был лишён глаз. По традиции человек с физическими недостатками не имел право на престол, так как мышление такого владыки, не без основания, считалось ущербным. В результате шахиншахом стал другой брат Бахрама — Хосрой.
Бахрам, во главе арабского войска, ворвался в Ктесифон (город в 32 км от современного Багдада, основанный ещё династией Кеев, к которой относился и легендарный царь пастух Джамшид), но не стал лишать Хосроя зрения. Он спустил его с трона и развязав двух диких львов, которые обычно были привязаны с двух сторон трона, предложил Хосро доказать право нахождения на троне путём переступания через львов. Хосро, будучи разумным человеком отказался. Бахрам переступил через хищников стал по праву шахом.
Появление цыган, в этом регионе связано с деяниями Бахрама. Цыгане жили в Индии и вели кочевой образ жизни. Они очень редко выходили за пределы Индии. Однако Бахрам пригласил 10 тыс цыган из Индии и поселил в Эраншахре для того, чтобы цыгане пели и веселили иранских земледельцев да ещё и работали на земле. Каждому он дал по ослу, паре быков и зерна для посева. Однако цыгане съели быков и зерно. Рассердился Бахрам Гур, но поразмыслив понял, что каждому следует заниматься своим делом. «Ослы-то хоть остались?» — спросил царь царей у цыган. По мифологии велел им погрузить поклажу, разделил их на четыре части и направил в четыре разные стороны: на Север, Юг, Восток и Запад. Так и бродят по миру теперь цыгане, потому что имел Бахрам Гур силу заклятия…
Про этого царя осталось очень много различных историй. Их гораздо больше нежели историй про других царей Ирана. По одним историям он не проиграл ни одного сражения и был в бою безжалостным и свирепым как волк и с этого его прозвище Гур. По другим легендам он убил много заколдованных змей и драконов. Был он крайне справедлив со своими подаными и у потомков завоевал славу святого. Отыскав сокровища Джамшида, роздал их народу. А так как его слова обладали заклятием и был он справедлив и добр, в последствии признали пророком (по арабский наби) .
Но была у него слабость. Он не пропустил ни одной более или менее хорошенькой женщины, что в Эраншахре что у туранцев. Он пользовался, как правом первой ночи, так и одаривал тех, кто приняв его у себя как гостя, отдавал по традиции лучшую из жён. Поговаривали, что была благословенна та женщина, с которой он имел сношения. А их было очень много. Из за ненасытности в половой жизни, его и прозвали Диким ослом. Тотем дикого осла скорее всего у иранских народов обозначал половую силу.
Вот таким образом, благодаря своей справедливости и победоносности, зороастриец Бахрам, стал святым Георгием у первых христиан Армении и Грузии под именем Святой Георгий.
У нас же он известен под именем пророка (наби) Хдра, который умер (опять таки по легенде) от полового истощения.
Вот об этом я и хотел рассказать.
P.S. Мои извинения ортодоксам-йезидам, а также и курдам-мусульманам за эту тему.
Рады тебя вновь увидеть, дорогой Мамешван.
Очень занимательная легенда. Да и сама тема не менее интересна. Удачи Вам в творческих «похождениях».
Спасибо за пожелание — уважаемый Шалико. Я попытаюсь в этом разделе написать альтернативную историю традиций и культов нашего народа. Это будет касаться как езидов так и всех остальных курдов в целом. Ничего правильного, в смысле теологических бредней, не будет. Всё будет предельно просто и буду опираться на мифологии иранских народов. Некоторые моменты буду сам добавлять — по мере полёта фантазии и попыток восстановления в памяти тех мифов, которые я имел счастье слышать в детстве. Это как музыка звучащая в каждом из нас. Так давайте её послушаем, подобно тем страждушим, которые получали от пророка то что и хотели услышать. Для некоторых это будет дикой экзотикой. Но а для нас это, всё равно что ежедневний хлеб который мы едим и который не надоедает так как он свой собственный. Он настолько свой, что обесценился в глазах наших. Его мы уже готовы отдать кому угодно но не себе подобным или своим же. Сами же уже предпочитаем пресную мацу или кулич как жалкое подобие своего клоча.
Почти согласен. Ибо почти истину глаголят твои уста.
Бахрам Гур (фарси), в иранской мифологии и эпосе исторический шах Вахрам V Гур (из династии Сасанидов, правил в 5 в.). В легендах о Бахрам Гур, переданных в «Шахнаме», рассказывается о его воспитании в аравийском княжестве, об охоте и пирах, о борьбе за престол, о встрече Бахрам Гура с четырьмя дочерьми мельника и его женитьбе на них и др.
Бахрам Гуру приписывается справедливое царствование и законы, облегчающие положение народа. Когда приходит пора смерти Бахрам Гура, то земля расступается и проглатывает его. В легендах о Бахрам Гуре воплотились многие древние сказания (о Рустаме, Кай Хусроу и др. героях). По древней традиции Бахрам Гур считается первым поэтом на языке фарси.
Материал из сайта
http://mifologija.dljavseh.ru/Mifologija_Azii_i_Irana/Bahram_Gur.html . Знают все курды традицию, в ночь на праздник, оставлять муку с надеждой появления следа коня пророка. Так что пророк из рода иранских шахиншахов (Сасанид) у нас.
Дальше открою другую тему про Джамшида — прородителя моего рода. По поводу прородителя смелое заявление но постараюсь обосновать фактами.