ДЫМДЫМ- КУРДСКИЙ ХАН
Рассказывают, что со времен шаха Исмаила, который был правителем Ирана, в провинции Марага жил один аджам — хан-безбожник по имени Аскер-хан. В провинции Хекари, пограничной с Ираном, существовала неприступная и сильно укрепленная скала; ее называли крепость Дымдым. Князь, который командовал этим укреплением, носил имя хан Абдал. Он был молод и красив, поэтому его прозвали Златорукий.
Этот хан-безбожник Аскер-хан питал жгучую ненависть к хану Абдалу и жителям Дымдыма. Безбожник Аскер-хан собрал в окрестностях Мараги армию в одиннадцать тысяч всадников и пехотинцев. Он взял пушки, войско и направился к укрепленной крепости Дымдым на войну с ханом Абдалом. Он остановился перед ней и окружил ее с четырех сторон так, что никто не мог ни войти, ни выйти.
В крепости Дымдым было всего семьсот человек, молодых и старых. Каждый день хан Абдал производил вылазку с сотней воинов, вступал в бой с отрядами Аскер-хана и возвращался назад с небольшими потерями — таким образом он вел борьбу с иранской армией. Хан Абдал послал весть паше Вана об осаде и попросил у него помощи.
Армия Аскер-хана увеличивалась изо дня в день. В осажденной же крепости хана Абдала люди погибали, и силы его быстро уменьшались. Одним словом, войско Аскер-хана, обстреливая крепость Дымдым из пушек на протяжении трех месяцев и возобновляя свои атаки, сократило число людей в крепости хана Абдала с семисот до семидесяти человек. Осталось мало боеприпасов и продовольствия, многие семьи и дети умирали от голода. Осажденным неоткуда было ждать помощи, они больше не были в состоянии продолжать борьбу с врагом.
Однажды хан Абдал, не находя никакого выхода из положения собрал на совет людей, которые еще у него остались. «Что мы будем делать, — сказал он, — что предпримем? Ни турки, ни хекари, ни другого народа ислама нам до сих пор еще не прислали на помощь; из семисот, которые были, большая часть погибла в сражении; на сегодняшний день нас только семьдесят человек, боеприпасов и продовольствия нет, семьи умирают с голоду, что мы будем делать? Нужно нам сдаться или сделать последний решительный удар?» Каждый на этом совете высказал свое мнение.
Мать хана Абдала, Гоар-ханум, которая тоже принимала участие в совете, воскликнула: «Нет! просить пощады и сдаваться невозможно, нам это не подходит. Нельзя верить словам этих кызылбашей, они не сдержат обещаний и не выполнят соглашения. Если даже они и подпишут договор, то только затем, чтобы его сразу же порвать и поступить с нами как с врагами. Мы сражались с такой отвагой в течение трех месяцев, мы пожертвовали столькими воинами, которые взывают к отмщению. Лучше мы между собой решим сделать следующее: мужчины откроют ворота крепости, выйдут из нее и завяжут бой с противником, мы же, женщины, — те, у которых есть силы, тоже возьмемся за оружие и будем биться рядом с вами. Что же касается девушек и молодых жен, неспособных идти в бой, то пусть они приготовят яд и, когда вы все погибнете, примут его, чтобы не попасть в руки безбожникам. Одна из них соберет в одном месте весь оставшийся порох и, когда крепость будет заполнена врагами, подожжет его. Мы будем взорваны, но безбожники тоже погибнут».
Все одобрили мнение Гоар-ханум и сделали соответствующую расстановку сил. Каждый должен быть готов к смерти. В пятницу около полудня хан Абдал с семидесятью мужчинами и двадцатью семью женщинами открыли ворота крепости и, простившись друг с другом, с малыми и старыми, с женами и мужьями, с боевым кличем выбежали из нее.
Все девушки и невесты, которые остались, запаслись ядом и взошли на башни, чтоб видеть ход сражений, а в это время жена хана Абдала, Асима-ханум, стала собирать весь порох и ссыпать его в кладовую внизу под крепостью и затем тоже поднялась на башню, чтобы там быть настороже. Поскольку хан Абдал вышел из замка со всеми своими людьми, кызылбаши решили, что они убегают, схватились за сабли и бросились их преследовать. Хан Абдал и его смельчаки завязали ожесточенный бой у подножия крепости.
Горсточка героев Дымдыма отважно защищалась против множества безбожников. Женщины и девушки, наблюдая с высоты башни с напряженным вниманием, молились, рыдали, издавая душераздирающие вопли; дети плакали до изнеможения. Погибли все до последнего человека, но потери кызылбашей были вдвое и даже втрое больше. Как только хан Абдал погиб вместе со своими воинами и женщинами, которые были с ним в сражении, безбожники устремились в крепость Дымдым и толпами заполнили ее. Многие молодые жены и невесты приняли яд. Асима-ханум бросила огонь в порох и взорвала часть крепости со всеми персами, которые в нее проникли; погибло также много семей и детей Дымдыма, и только очень немногие, самые ловкие из безбожников спаслись.
Женщины и дети, оставшиеся в живых, были потом уведены в рабство, старики и пожилые женщины убиты, крепость сожжена. Но и потери кызылбашей оказались неисчислимыми. После них крепость Дымдым осталась пустынной и необитаемой. Место, на котором произошла битва, является знаменитым и священным в Курдистане, и Молла Бати Мим-Хей сочинил поэму об этом событии. На своих собраниях курды любят ее читать, они вздыхают, плачут и произносят молитвы в память жертвам Дымдыма.
УРОК ОТЦА
0тец, возвращаясь с десятилетним сыном с поля, увидел на дороге старую подкову и сказал сыну:
— Подними эту подкову.
— Зачем мне нужна старая подкова? — ответил сын.
Отец ничего ему на это не сказал и, подняв подкову, пошёл дальше.
Когда они дошли до окраины города, где работали кузнецы, отец продал эту подкову. Пройдя ещё немного, они увидели торговцев, которые продавали вишни.
Отец за деньги, что он выручил за подкову, купил у них много вишен, завернул их в платок, а затем, не оглядываясь на сына, продолжал свой путь, изредка съедая по одной вишенке. Сын шёл позади и смотрел с жадностью на вишни. Когда они прошли немного, из рук отца выпала одна вишня. Сын быстро нагнулся, поднял её и съел. Спустя некоторое время отец уронил ещё одну вишню, а затем другую и стал так ронять по одной вишне, продолжая свой путь. Сын не менее десяти раз нагибался, поднимал и ел обронённые вишни. Наконец, отец остановился и, отдавая сыну платок с вишнями, сказал:
— Вот видишь, ты поленился один раз нагнуться, чтобы поднять старую подкову, а после ты нагибался десять раз, чтобы поднимать те самые вишни, которые были куплены за эту подкову. Впредь помни и не забывай: если будешь считать лёгкий труд тяжёлым, то встретишься с более тяжёлой работой; если не будешь доволен малым, то лишишься большого.
ЗМЕЕ — ПАЛКА СУДЬЯ
Рассказывают, однажды змея заползла в стог сена, а его кто-то поджёг.
Находившийся поблизости человек по имени Шех Омар протянул змее палку, чтоб спасти её. Как только змея оказалась в безопасности, она обвилась вокруг шеи Шех Омара и ни за что не хотела слезать.
Идут они и обращаются ко многим, чтобы их рассудили. Решение всех таково: змея должна спуститься с шеи Шех Омара. Но змея никого не слушала и не спускалась.
Наконец, они пришли к лисице, чтобы та их рассудила. Лисица сказала змее: «Пока ты не слезешь, не буду вас судить». Как только змея сползла, ей тут же палкой размозжили голову. Поэтому говорят: «Змее — палка судья».
МУДРЫЙ ГОСТЬ
Однажды некий дервиш постучался в дом курда.
Дверь открыла пожилая женщина, мать хозяина дома. Она сказала, что сына нету дома, пригласила гостя войти, постелила ему палас и накрыла скатертью стол. Но так как в доме ничего не было, то она не могла ему ничего вынести и постеснялась сказать об этом гостю. Гость же подождал и, видя, что ему ничего не несут, закрыл за собой двери и пошёл своей дорогою.
Тут вернулся домой хозяин дома. Мать рассказала, что у них был гость, и она ничего не вынесла ему поесть, так как дома ничего не было. Хозяин дома подумал и сказал:
— Мать, дай мне саблю, поскачу, догоню и убью этого дервиша, пока он не опозорил меня, моих предков и моих потомков перед всем светом.
Схватил он саблю, сел на коня и помчался за дервишем. Догнал он дервиша, обнажил свою саблю, замахнулся над ним и сказал:
— Ветер веет по всему свету…
— Но не везде, где он веет, есть богатство и достаток, — добавил мудрый дервиш.
Понял курд, что дервиш вошёл в его положение и не ославит перед всем светом. Он слез с коня, извинился перед божьим человеком, поцеловал его руку и пригласил зайти в гости на обратном пути.
ПРОРОК И ПАСТУХ (курдская сказка)
Муса-пророк по земле ходил, Божье слово людям проповедовал. Вёл его Бог прямыми путями: раздвигал перед ним и леса, и горы, и воды, и городские стены. И ходил Муса, куда Бог посылал, и делал то, что Бог велел.
Шёл он через Курдистан, вышел к озеру. На берегу пастуха увидал. Стадо в сторонке стояло, а пастух коврик расстелил и на нём кувыркался. Кувыркнётся вперёд – прокричит Божье имя; кувыркнётся назад – прокричит Божье имя; и снова вперёд кувыркается.
Муса-пророк к нему приблизился. Спросил: «Что ты делаешь?» – «Разве не видишь? – ответил пастух. – Я Богу молюсь».
Нахмурился Муса-пророк и головой покачал. «Неправильно ты молишься, — пастуху сказал. – Дай-ка, покажу тебе, как правильно молиться».
Совершил Муса-пророк омовение, расстелил свой коврик и сотворил весь молитвенный чин три раза подряд. Пастух за ним повторял, всё запоминал. И в четвёртый раз повторить попросил, чтобы получше запомнить.
Закончил Муса-пророк своё наставление — и к озеру направился. Воды перед ним расступились, и побрёл он по донному илу да по грязи. Увязал где по щиколотку, а где и по колено – но не роптал, а вперёд шагал, Божью волю исполнял.
Вдруг слышит сзади: «Постой, Божий человек! Не всё я понял, не всё запомнил – расскажи мне ещё про правильную молитву!»
Обернулся Муса-пророк – а за ним пастух бегом бежит. По той же грязи бежит, но не вязнет. А ступает по ней как по твёрдому камню, и ступни его чисты и незапятнаны.
И ответил Муса-пророк: «Бог с тобою, лёгкий человек! Ходи как ходится, живи как живётся, молись как молится, не мне тебя учить».
Сказал — и продолжил свой путь, прямой и многотрудный. А пастух вернулся к своим овцам.
Балло
Когда-то жил человек, все богатство которого состояло из сорока коз. У него был сын, по имени Балло. Он пас коз. Однажды Балло сказал отцу своему: «Отец, дай мне вьюк муки, и я поведу коз на кочевку, через сорок дней приходи туда повидаться со мною»! Отец согласился, и Балло отправился на кочевку. Там он каждый день съедал по одной козе. через сорок дней отец пришел к сыну и увидел, что все его козы съедены. Разсерженный отец сказал: «Да поразит тебя Бог, и пусть сделает тоже с твоей жизнью, что ты сделал с моим имуществом». Балло на это сказала: » Отец прочь со своими проклятиями, а то я поломаю тебе ребра, ну-ка дай мне свою абу за мою службу, а затем убирайся туда, откуда пришел». Балло отнял у отца, отец опять проклял сына и отправился домой.
Балло со стыда не возвратился домой, он отправился на чужбину, где поступил в пастухи к одному аге. Балло переменил свой нрав, служил хорошо своему барину и пас примерно его стадо. Но однажды, погнавши баранов на зеленый луг, возле них вздремнул. Вдруг арабы напали на Балло и угнали все стадо. Балло известил об этом своего барина, который сказал ему следующее: » До сегодняшнего дня ты хорошо служил; ради Бога, отними мое стадоу арабов, а то я совершенно обеднею и обо мне будут говорить, что я не в состоянии был возвратить отнятое у меня добро; в награду я выдам за тебя мою единственную дочь».
Балло очень обрадовался предложению. Он прежде приучил козлов-вожаков к соли и свирели. Взявши свирель, он пошел по следам арабов, которые уже дошли до берега реки и собирались перегнать баранов на другой берег. Балло заиграл на свирели, и тогда козлы-вожаки побежали к нему; стадо все расеялось и побежало за козлами-вожаками к Балло. Арабы ничего не могли поделать, у них осталась только одна хромая коза. Балло с радостью пригнал домой стадо своего хозяина. Ага весьма обрадовался, но обманул Балло: он не выдал за него свою дочь.
Балло ага ничего не сказал, но про себя говорил: » Ты меня обманул и дочери своей не выдал за меня, — пусть так будет; но ты раскаешься в этом; если я не отомщу тебе, то буду хуже всякой бабы. Прошел месяц, прошло два месяца, и вот Балло заметил, что дочь аги подошла к источнику и наполняла кувшин водою. Балло похитил ее, провел с нею несколько ночей, а затем отпустил ее. Она ушла домой и вскоре умерла со стыда.
Отец ее послал людей с поручением убить Балло, но тот бежал в другую землю, где шлялся без всякого дела. Однажды, заметив высокий дворец, Балло сел возле него, под деревом.Здесь он задумался о том, как он разорил своего отца и осравил дочь своего хозяина. куда я теперь пойду? спрашивал он сам себя. вдруг отворяется окно, откуда какая-то женщина обращается к Балло с вопросом: » Юноша, кто ты таков, откуда пришел и куда идешь»? Балло ответил: » я бедняк, брожу по разным странам; хотел-бы поступить к кому-нибудь в услужение». Балло был красив и с перваго-же разу понравился барыне; она сказала ему: » Юноша, приходи во дворец, ты будешь служить у меня, за сорок суток ты получишь сорок быков и сорок вьюков пшеницы». Баллопошел во дворец. По истечении сорока дней, Балло пустился в обратный путь, к отцу. Отец обрадовался возвращению сына, который сказал ему: «Отец, я съел твоих сорок коз, воттебе за них сорок быков с вьюками пшеницы».
Ахмад и Дазмаль-ханумu
Жил когда-то плотник по имени Ахмад. Каждый день ходил он в лес, рубил дрова, носил в город продавать и на заработанные деньги жил с матерью. Как-то пошел он в лес и смастерил деревянного льва на колесах. Нарубленные дрова стал возить в город на этом льве. Однажды проходил он мимо падишахского дворца, увидела его жена падишаха, окликнула:
— Юноша, как тебя звать?
— Ахмад.
— Ахмад, а ты можешь сделать такого льва из золота? Я поставлю его во дворце и буду любоваться.
— Конечно, могу, — ответил Ахмад.
— А сколько золота нужно?
— Семь пудов золота да сроку семь дней.
Забрал Ахмад мешки с золотом, привез домой. Из шести пудов золота он смастерил льва, а пуд оставил себе. В назначенный день Ахмад вручил золотого льва жене падишаха. Лев понравился падишаху, он остался доволен работой плотника. Щедро наградил его и отпустил. На оставшийся пуд золота Ахмад построил дом и зажил в нем. И падишах с того времени полюбил Ахмада, стал частенько приглашать его во дворец.
Везир готов был от зависти лопнуть. Раз он сказал жене:
— Сходи к матери Ахмада и выведай, как сумел он разбогатеть?
Пошла жена везира к матери Ахмада, ласково и любезно поговорила с ней, а потом спросила:
— Матушка, ведь до сих пор твой сын дрова продавал, как это вы так разбогатели вдруг? Старуха попросту и говорит:
— Ей-богу, так и так. Когда Ахмад мастерил золотого льва для падишахской жены, пуд золота он припрятал, от этого золота мы и разбогатели.
Вернулась жена везира и все рассказала мужу, а тот пошел во дворец.
— Падишах, вы взвешивали этого льва? Есть ли там семь пудов золота, которые твоя жена давала плотнику?
Взвесили они льва, оказалось в нем только шесть пудов. Разгневался падишах, велел заточить Ахмада в самую высокую. башню. На другой день пришла мать узнавать, что стало с сыном, ей ответили:
— Твоего сына заточили в башню за то, что ты открыла тайну жене везира.
Пришла мать под стены башни, запричитала. Ахмад услышал голос матери и кричит ей сверху:
— Матушка, не плачь! Лучше принеси мне крепкую веревку длиной сто метров, катушку тонких ниток и литр масла, Принесла мать все, что просил Ахмад.
Велел он матера:
— Бутылку масла разбей о стену башни, да повыше. Мать разбила бутылку.
— Теперь поймай муравья, привяжи тонкую нитку к его ножке и отпусти, он попробует масла и поднимется наверх.
Мать сделала и это. Муравей дотащил конец нитки до окна Ахмада. Поймал он муравья, отвязал нитку и крикнул матери»
— Теперь один конец веревки привяжи к нитке. Ахмад поднял с помощью нитки веревку, обвязался ею и опять кричит:
— Матушка, теперь ты крепко обвяжись концом веревки. Потом Ахмад по веревке спустился с башни на противоположную сторону, а с этой стороны поднял на башню мать. Потом он отвязал веревку и поскорее ушел. Совсем ушел из этих мест, нанялся в работники к одному старику. А наутро падишаху сообщили:
— В башне, куда ты заточил Ахмада, его мать, а его и след простыл.
Велел падишах:
— Поставьте к башне лестницу, пусть мать спустится, я спрошу, где ее сын?
Старуху привели. Она все и рассказала. И тут падишах пожалел о содеянном, решил он разыскать Ахмада. Велел он созвать стариков из всех деревень. Каждому из них дали по остриженной овце и предупредили:
— У кого к осени овца обрастет шерстью и не будет видно следов ножниц, тому велю отсечь голову.
Хмурый, вернулся домой хозяин Ахмада. Спросил его Ахмадг
— Хозяин, о чем горюешь?
Старик рассказал Ахма.ду о наказе падишаха.
— Не огорчайся, я помогу тебе, — успокоил его юноша. Пошел Ахмад с двумя охотниками в лес, нашли они волчье логово, поймали двух волчат. Принес Ахмад волчат домой, сказал хозяину:
— Этих волчат привяжи напротив овцы, она будет их бояться, шерсть у нее не будет расти, и до осени она останется такой, какой ты ее привел.
Тем временем падишах разослал гонцов по всей стране искать Ахмада, решил он сделать его своим везиром. Узнал Ахмад, что его ищут, подумал: «Падишах разыскивает меня из-за краденого пуда золота», — и ушел от старика. Нанялся он в работники к аге. У аги был сын, звали его Караман. Однажды увидел Караман на коне девушку неописуемой красоты с саблей на боку. Караман заговорил с ней на двенадцати языках, но девушка ни слова в ответ. Занес он саблю над ее головой, а она в ответ замахнулась своей.
Караман взмолился:
— Ну скажи мне свое имя.
Девушка показала свой платок.
— А как звать твоего отца? — спросил он ее. Девушка показала бармах — большой палец.
— Ради бога, скажи хоть, в каком городе живет твой отец? Девушка показала ему маленький кофейник-мсин, который был привязан к седлу, потом пришпорила коня и ускакала. Грустный, вернулся Караман домой. Ахмад спрашивает:
— Что случилось с тобой?
Караман рассказал ему о встрече с незнакомкой.
Ахмад и говорит:
— А ведь она ответила на все твои вопросы. Она дала понять тебе, что зовут ее Дазмаль-ханум, имя ее отца — Бармах-падишах и живут они в Мсыре. Ты ей понравился, давай я сосватаю ее тебе.
Оседлали они коней и поехали в город Мсыр. Там остановились у одной старушки. Старушка приняла их, только предупредила:
— Сынки, я бедна, для вас место найдется, а копей негде привязать.
Дали они ей несколько золотых:
— Пристрой и наших коней.
Старуха выгнала со своих мест кошку и щенка и освободила место коням. Потом гости протянули ей еще несколько золотых:
— Сходи в город, купи мяса, постели для нас и себе хорошее платье.
Пошла старуха, купила мяса, постели, себе дорогое платье, вернулась. Вечером пришел домой и ее сын Яхлыдаганак. Его так прозвали из-за дубинки, с которой он ходил на охоту. Чтобы дубинка была покрепче, он каждый вечер смазывал ее маслом и подвешивал на гвоздь. Увидел он гостей, обрадовался.
Сказал Ахмад старушке:
— Теперь сходи к Дазмаль-ханум, скажи ей, что в твоем доме остановился гость, которого она повстречала в пути, и он с ней говорил на двенадцати языках, но она с ним не заговорила. Теперь скажи, этот юноша пришел за тобой. Видишь, мол, какой он умный, сумел разгадать все твои загадки. Если ты согласна, он ночью придет ко дворцу, собирайся и беги с ним. Узнай:
ответ и скажи нам.
Пришла старуха к Дазмаль-ханум, сказала:
— Ханум, я хочу тебе кое-что сказать, но только наедине., Велела Дазмаль-ханум уйти всем своим сорока служанкам» Пусть служанки уходят, а старушка и говорит:
— Дазмаль-ханум, так и так, приехал за тобой юноша. Выслушала она старушку, позвала своих сорок служанок и велела им:
— Отведите эту старуху в сад под яблоню. Пусть каждая из вас отломит по ветке и ударит ее. Потом через дыру там, где под стеной бежит ручей, выведите ее и прогоните. Избитая старушка, охая, вернулась домой. Гости спрашивают:
— Что случилось?
— Ах, да лучше б таким гостям и вовсе не появляться, — стала она браниться и рассказала о случившемся.
Услышал об этом Караман, взгрустнул. Но Ахмад его успокоил:
— Караман, а ведь ханум дала тебе понять, чтоб ты пришел ночью и через ручей, который течет под стеной, пробрался в сад, ждал ее под яблоней.
До вечера было еще далеко. Пировали они до тех пор, пока город не притих. Ахмад и Караман вышли из дому, показал Ахмад другу место свидания:
— Иди и вон под той яблоней жди ее.
Стал Караман под яблоней дожидаться Дазмаль-ханум. Устал он стоять, прилег, да незаметно и заснул. Дазмаль-ханум тем временем подождала, пока все легли спать, надела свои дорогие одежды, взяла свечу и вышла в сад. Увидела спящего Карамана, подошла, укусила в щеку, но Караман не проснулся. Как она его ни будила, не смогла разбудить, положила ему в карман две бабки и ушла.
Под утро проснулся Караман, оглянулся вокруг, видит — Дазмаль-ханум нет. Он незаметно вылез обратно и вернулся домой. Ахмад спрашивает:
— Приходила Дазмаль-ханум?
— Ей-богу, не приходила она.
— Ну-ка, поищи, нет ли у тебя чего-нибудь в карманах? Пошарил Караман в карманах и вытащил две бабки, покавал их Ахмаду.
Ахмад засмеялся:
— Ну конечно, она приходила, увидела тебя спящего и положила эти бабки, намекая на то, что, мол, мал ты еще, тебе бы с детьми играть.
Снова послали они старушку к Дазмаль-ханум узнать, что она теперь скажет. Пришла старушка к Дазмаль-ханум, спросила, что она хочет передать Караману.
Дазмаль-ханум позвала своих сорок служанок и велела им:
— Отведите старуху под грушевое дерево, отломите по ветке, поколотите старуху, а потом проведите через дыру под стеной, где бежит ручей, и прогоните.
Служанки так и сделали. Вернулась она, избитая, домой, рассказала все, что с ней случилось. Караман услышал, загрустил. Ахмад его успокаивает:
— Но печалься, она говорит, чтобы ты пришел под грушевое .дерево.
Вечером Ахмад привел Карамана, показал ему дерево!
— Стой здесь и жди ее.
Встал Караман под грушевое дерево, стал дожидаться Дазмаль-ханум. Потом прилег и опять заснул.
Ночью Дазмаль-ханум отпустила своих служанок, надела дорогие одежды и пошла в сад. Увидела она спящего Карамана, стала его целовать, будить, но все напрасно. Тогда положила она ему в карман изюм и промолвила:
— Ей-богу, есть у тебя советчик, а сам ты ничто. Проснулся Караман, видит — Дазмаль-ханум опять нет; опечаленный, пришел домой. Говорит ему Ахмад:
— Ты, я вижу, опять заснул. Поищи в карманах, что она теперь положила?
Вытащил Караман изюм.
— Вот видишь, значит, она была. И хочет сказать, чтобы ты, когда придешь в следующий раз, захватил с собой изюм. Будешь есть его и не заснешь.
По и в следующий раз ничего не получилось. Караман даже с изюмом заснул.
Пришлось друзьям снова обращаться к своей хозяйке. Купили они ей новое платье и просят:
— Матушка, ради бога, сходи еще раз к Дазмаль-ханум. Старушка заворчала:
— Избави бог от таких гостей, только побои из-за вас терплю. Но ничего не поделаешь, пришлось опять идти к Дазмаль-ханум.
Девушка позвала своих служанок и велела им:
— Отведите старуху к пруду, окуните ее в воду, побейте и прогоните через ту дыру в стене, где ручей.
Служанки в точности выполнили наказ своей ханум. Старушка, побитая, добрела до дома, все рассказала.
Караман после этого совсем загрустил. Но Ахмад все его успокаивает:
— Брат, ты и вчера говорил, что она не приходила, и позавчера, а она каждый раз то бабки кладет тебе в карман, то изюм. А теперь она дает тебе понять, чтобы ты ждал ее у пруда. А что-бы не заснуть, велела тебе опустить ноги в воду.
Ночью Ахмад привел Карамана к пруду и ушел. А Караман, как ни боролся со сном, все-таки уснул. Когда Дазмаль-ханум опять увидела спящего Карамана, вытащила она ноги Карамана из пруда и ушла.
А Ахмад в это время стоял, притаившись, под балконом ее дома и незаметно своим острым ножом отрезал от семи ее одежд лоскутки. Дазмаль-ханум и не заметила. Она вернулась домой, сняла с себя платья, убрала их и легла спать. А Ахмад пришел с лоскутками домой к старушке и лег спать.
Наступило утро. Взял Ахмад лоскутки, пришел к отцу Дазмаль-ханум, Бармах-цадишаху, и сказал:
— О великий Бармах-падишах, караван мой обокрали. Разбойников было сорок один. Главарь их только и делал, что кричал: «Рубите да рубите». Десять слуг убили. Я только и смог, это отрезать лоскутки от одежды главаря.
Падишах приказал:
— Покажи лоскутки.
Вытащил Ахмад платок из кармана, развязал его и протянул ему семь лоскутков.
Везир, кази, мулла разом воскликнули:
— Да это же куски от платья твоей дочери! Падишах велел своим слугам:
— Позовите сюда мою дочь, и пусть она принесет свои платья!
Дазмаль-ханум, не подозревая худого, с узлом в руках вошла к отцу. Падишах вытащил из узла платья, посмотрел, и точно — лоскутки от этих платьев. Разгневался падишах на дочь:
— Ну, негодница! Мало тебе было золота, серебра, всей казны моей, что еще на грабеж пошла? Сейчас же велю голову отрубить!
Но Ахмад сказал:
— Нет, падишах, она моя пленница. Теперь моя воля, убить ее или помиловать.
А везир и кази шепчут падишаху на ухо:
— Этот базэрган-баши, видно, добрый, отдай ему дочь, может, он и отпустит ее.
Падишах отдал Дазмаль-ханум Ахмаду.
Дазмаль-ханум и говорит про себя: «Ведь говорила я, что Караман сам ничто, но у него есть добрый советчик».
Привел Ахмад Дазмаль-ханум в дом к старушке, и устроили они пир. Потом оседлали трех коней: на одного коня сел Караман, на второго — Дазмаль-ханум, а на третьего — Ахмад. Попрощались они со старушкой и ее сыном, поблагодарили за гостеприимство и отправились в город отца Карамана.
А потом Караман съездил за матерью Ахмада, привез ее к сыну. А еще через некоторое время отдал в жены Ахмаду свою сестру, которая была не хуже Дазмаль-ханум. В радости они и провели свои дни. Семь дней и семь ночей били в барабаны и играла зурна.
Они достигли своего счастья, достигнуть бы и вам своего!
ну как вам мая сказка??? люблю сказки.
🙂
***************************************************************************
МОЙ СОН. СУПЕР СКАЗКА.
Сегодня ночью мне приснилось, что я попал в глубокое ущелье. Огляделся я по сторонам и увидел пещеру. Вошел в пещеру, а там темным-темно. Повернул я обратно, чтобы выйти, но скалы сомкнулись передо мной. Я испугался, решил, что теперь никогда не увижу белого света, и в отчаянии стал метаться в темноте из стороны в сторону. Но всюду натыкался на стены. И вдруг, когда я в очередной раз пытался найти выход, я попал в какое-то отверстие и вошел туда. Долго я шагал в темноте и вскоре понял, что иду по узкому проходу, потому что все время натыкался на стены. И опять мне стало страшно, я подумал, что не видать мне больше белого света. Шел я, шел и вдруг очутился в большом помещении, освещенном множеством светильников. Там сидел старец в белой одежде с посохом в руках. Он встал передо мной. Я поздоровался с ним:
— Салам-алейкум, отец.
— Алейкум-салам, — ответил он,
— Отец, ради бога, скажи мне, куда это я попал?
— Сынок, а ты сам не догадываешься, куда попал?
— Нет, дорогой, я не знаю,
— Сынок, видишь, сколько здесь светильников? Одни потухли, другие горят. Хозяева погасших светильников уже умерли, а хозяева горящих здравствуют.
Я спросил его:
— Отец, можно мне задать еще вопрос?
— Какой вопрос, сын мой?
— Почему в одних светильниках огонь горит ярко, в других — еле теплится, а из третьих молнии вылетают?
— Мне нельзя говорить об этом, но, да простит меня Бог, тебе я скажу. Ярко горят светильники, хозяева которых будут жить долго. Светильники со слабым огнем предупреждают, что их хозяевам осталось жить недолго. А хозяева светильников, из которых молнии вылетают,-люди больные, хотя возраст их различен: они могут быть и молодыми и старыми. Когда их светильники погаснут, они умрут.
— Отец, прошу тебя, покажи мне мой светильник, так хочется посмотреть, какая у меня жизнь — длинная или короткая?
— Я не имею права, сынок, показывать его тебе. Но раз уж ты так просишь, я покажу.
Он пошел впереди, я за ним. Вскоре я увидел четырехугольный камень высотой в метр, на нем большую книгу. Старец обратился ко мне:
— Как тебя зовут? Я назвал свое имя.
— Имя твоего отца? Я назвал.
— Имя твоей матери? Имя матери я тоже назвал.
Перелистал он страницы той книги, положил руку на одну из них и сказал:
— Пойдем, я покажу тебе твои светильник.
Когда он показал мне мой светильник и я увидел, что он горит очень ярко, я так обрадовался, что один только Бог знает как.
Я обратился к старцу:
— Отец, можно задать тебе еще вопрос?
— Задавай.
— Вот уже семь лет, как я женат и люблю свою жену. Нельзя ли посмотреть на ее светильник?
— Ну что ж, раз ты так хочешь, пойдем.
Снова мы подошли к камню, старец перелистал книгу, спросил имя жены, имя ее отца, матери. Потом он полистал опять книгу и промолвил:
— Пошли, я покажу тебе ее светильник. Когда он мне показал светильник моей жены, я увидел, что молнии вылетают из него. Я обратился к старцу:
— Отец, а нельзя ли из светильников, которые ярко горят, взять хотя бы две-три капли масла и отлить в светильник моей жены, чтобы нам вместе прожить свою жизнь и вместе умереть?
— Вот этого-то и нельзя сделать,- ответил старец и исчез, пропал. А я решил, что ничего плохого не сделаю, если перелью немного масла из своего светильника в светильник своей жены, пусть она долго будет жить. Но только я взял один светильник и хотел отлить из него масла, как оттуда высунулась голова змеи и прошептала:
— Слушай, я еще была в утробе своей матери, а судьбой уже было предопределено, сколько всем жить. Кто ты такой, что смеешь укорачивать и удлинять жизни?
Я испугался, вздрогнул и проснулся.
— НУ КАК ВАМ МОИ СКАЗКИ? ОЦЕНИТЕ, УВАЖАЕМЫЕ ФОРУМЧАНЕ!
;)МОЛОДЧИНА, ХУШКЕ. А ЭТО КУРДСКИЕ СКАЗКИ?
ДА, Я НАШЛА ЧЕРЕЗ ПОИСКОВИК. НАБРАЛА КУРДСКИЕ СКАЗКИ И ТАМ ВЫШЛО МНОГО КУРДСКИХ СКАЗОК!
Добавлено (2008-01-23, 14:21)
———————————————
УМНАЯ ДЕВУШКА! Однажды падишах сказал своему везиру:
— Вот тебе баран, сведи его на базар. Ты должен выручить за него деньги, получить шерсть, принести мне два вертела кебаба и вернуть живого барана.
Переоделся везир в одежду дервиша и пустился в путь. Встретил но дороге юношу. Пошли вместе. Преградила им путь небольшая речка. Везир предложил:
— Брат, давай сделаем мост, одному из нас будет легче. Удивился спутник:
— Ты что, глупец! Как мы его с тобой вдвоем сделаем? Пошли они дальше, увидели впереди холм. Дервиш пред-ложил:
— Давай сделаем лестницу и быстро поднимемся по ней. Спутник опять удивился:
— Дервиш, ты совсем глупый? Как это можно сделать здесь лестницу и зачем?
Двинулись они дальше, долго взбирались на холм, потом спускались, наконец вышли к полю.
Дервиш спросил:
— Вот бы узнать, хозяин поля съел свой урожай ила нет?
Рассердился спутник:
— Да ты, видно, совсем дурак! Поле еще не скошено, как же он мог съесть его?
Дервиш и юноша вошли в город. Дервиш спросил со вздохом:
— Город, ты жив или разорен?
— Да разрушится твой дом, — воскликнул юноша, — ты же видишь, сколько здесь народу, значит, он живет. И почему он должен быть разорен?
Дервиш направился на постоялый двор, а юноша пошел до-мой. Пришел и говорит сестре:
— Сестрица, я сегодня встретил такого глупого дервиша, никогда таких не видел.
— А почему он показался тебе таким? Ну-ка, расскажи, что он тебе глупого сказал.
— Дошли мы до маленькой речки, а он сказал: «Давай сде-лаем мост, одному из нас будет легче». Сестра перебила брата:
— Брат, дервиш умный, ты глупый. Он хотел сказать: «Да-вай один из нас перенесет другого, одному будет легче». Вот и мост.
— Э, хорошо, пусть будет так. Попался нам на пути холм. Он сказал: «Давай сделаем лестницу и быстро поднимемся по ней». Ну, не глупость ли?
— Глупенький-то ты, а дервиш умный, он хотел сказать: «Пусть один из нас расскажет что-нибудь, так и поднимемся незаметно».
— Э, ну хорошо. Но когда мы дошли до поля, он спросил: «Вот бы узнать, хозяин этого поля съел свой урожай или нет?»
— Брат, этот дервиш очень умен. Он хотел сказать: «Долж-ник хозяин этого поля или нет?»
— Ладно, я согласен с тобой, сестра. Но вошли мы в город, народу полно, а он спрашивает: «Город, ты жив или разорен?» Я ему ответил: «Конечно, город жив, люди же ходят».
— Э, брат, Какой ты глупый! Ведь ты должен был сказать: «Пожалуйте к нам в дом». А куда тот дервиш ушел?
— Он пошел в меванхану.
— Брат, вот тебе двенадцать лепешек и тридцать яиц, отнеси их дервишу.
Завязала она еду в узелок и отдала брату. По дороге юноша подумал: «Откуда дервишу знать, сколько здесь лепешек и яиц?» Взял он да и съел одну лепешку и два яйца. Принес он еду дервишу. Развязал дервиш узелок, сосчитал лепешки и яйца и обратился к юноше:
— Дружище, у вас в году одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней?
Юноша не понял вопроса дервиша, но ничего не ответил и вернулся домой. И говорит сестре:
— Сестрица, а я все-таки прав, вы оба какие-то глупые. Спросил он меня: «В году у вас одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней?» Что он, не знает, что в году двенадцать месяцев, а в месяце тридцать дней?
Тут сестра рассердилась:
— Да заберет тебя хворь! Ты зачем по дороге съел лепешку и два яйца? Потому он так и сказал. Пойди пригласи его к нам в гости.
Юноша пошел, привел дервиша.
Вошел дервиш в дом, поздоровался:
— Салам-алейкум, добрая девушка!
— Алейкум-салам, всеведущий дервиш!
Пригласила девушка гостя присесть. Дервиш обратился к тандуру:
— Тандур, на вид ты хорош, да вот хотел бы я знать: дым наверх прямо поднимается?
— Дорогой гость, дым из моего тандура прямо поднимается, — ответила девушка.
— Хозяйка, я вижу, ты девушка умная и только тебе под силу мне помочь. Я везир падишаха, дал мне падишах барана и поставил условие: чтобы за него и деньги выручить, и шерсть получить, и два вертела кебаба принести, и при этом вернуть ему барана в целости и сохранности.
— Э,- говорит девушка,- гость дорогой, что же тут трудного? Барана надо остричь, половину шерсти отнести на базар продать, а половину оставить — вот и деньги и шерсть. Потом надо отрезать у барана яйца, из них приготовить два шампура кебаба и снести падишаху.
Радостный, вернулся везир в город и поступил так, как по-советовала ему девушка. Спросил падишах везира:
— Везир, у тебя был советчик? Скажи мне правду, я тебя помилую.
Пришлось везиру рассказать падишаху о мудрой девушке. Падишах приказал везиру:
— Иди и сосватай мне эту девушку.
Пришел везир к девушке и сказал ей:
— Добрая девушка, я пришел сватать тебя самому падишаху.
— Что же, я не против, только цену калыма назначу сама.
— Говори.
— Двадцать ягнят, тридцать волков, сорок львов, пятьдесят верблюдов, шестьдесят лис, семьдесят шкур, восемьдесят мудре-цов — вот мой калым.
Вернулся везир к падишаху и передал ему условие девушки. Падишах подумал и ответил:
— Девушка права, мужчина в двадцать лет подобен ягненку, в тридцать лет подобен волку, в сорок лет — льву, в пятьдесят лет — верблюду, в шестьдесят лет он хитер, как лиса, в семь-десят лет от мужчины остается лишь внешний вид, шкура, а в восемьдесят лет он становится мудрым. Она достойна моего сына.
И стала умная девушка женой сына падишаха!
УДАЧЛИВЫЙ БЕДНЯК!!!
Жил когда-то бедняк. Рубил он в лесу дрова и продавал их, а на вырученные деньги кормил семью.
Однажды падишах этой страны предложил везиру:
— Давай походим, посмотрим, что происходит ночью в нашем городе.
Переоделись они дервишами и вышли из дворца. Темно кругом. Вдруг видят — в одной маленькой лачужке огонек светится. Пошли они на этот огонек, заглянули в окно: тандур растоплен, ужин готовится, дети вокруг тандура собрались. Постучались дервиши в дверь, открыл бедняк.
— Добрый вечср, — поздоровались дервиши.
— Вечер добрый, гости дорогие, входите, присаживайтесь.
Угостили гостей чем могли. Падишах спросил:
— Бедняк, город давно уснул, а вы почему не спите?
— Дервиш-баба, я человек бедный, каждый день хожу в лес, рублю дрова и продаю их, на вырученные деньги еду покупаю.
— А сколько за дрова получаешь?
— Два динара.
— Ты бы потратил динар, а другой динар оставил бы на завтра,- посоветовал падишах.
— Дервиш-баба, бог милостив, глядишь, и завтра не оставит нас,- ответил хозяин.
После этих слов дервиши поднялись, поблагодарили за угощение и попрощались.
Наутро падишах приказал, чтоб никто не смел ходить в лес — ослушнику отрубят голову.
Встал утром бедняк, перекинул через плечо веревку, пошел в лес. Только подошел к лесу, навстречу стражники:
— Падишах запретил ходить в лес. Что оставалось делать бедняку? Пошел он в город работу искать. Одна женщина обратилась к нему: — Есть у меня немного дров, наколи их, я заплачу тебе. Если за продажу дров он выручал динар, то в этот день ему удалось заработать четыре динара. Купил бедняк детям одежду, еду, все деньги до копейки истратил и возвратился домой.
А мы вернемся к падишаху и везиру. К вечеру падишах ·сказал везиру:
— Ведь я запретил людям ходить в лес. Пойдем посмотрим, что стало с нашим бедняком-дровосеком. Они опять переоделись и пошли к бедняку. Из его дома доносились песни и музыка, курды танцевали, а на огне варился обед. Дервиши постучались.
— Добрый вечер, бедняк.
— Вечер добрый, добро пожаловать. Вы и добрую весть мне приносите и дурную. Дервиши удивились:
— Почему же так?
— А как же? Утром пошел я в лес за дровами, а стражники не пустили, говорят: есть приказ падишаха никого не пускать в лес. Пришлось в городе искать работу. Хорошо, одна женщина попросила меня дрова ей наколоть. За один день я заработал сразу четыре динара.
Падишах ответил:
— Бедняк, ты бы сегодня потратил два динара, а два оставил на завтра. Кто знает, а вдруг ты завтра не найдешь работы? Дети голодные останутся.
— Дервиш-баба, сегодня бог дал мне мою долю и завтра на забудет меня.
Ничего не сказали дервиши, попрощались и ушли. По дороге падишах сказал везиру:
— Я проучу этого беспечного бедняка, посмотрим, как бог его выручит.
Рано утром падишах отдал приказ: «Кто посмеет свою работу поручать другим за деньги, тот будет казнен». Наутро пошел бедняк в город, спрашивает работу, а люди ему говорят:
— Ты что, не знаешь приказ падишаха: кто свою работу даст делать другому, тому голову отрубят,
Отчаявшись заработать, вернулся бедняк домой и сказал жене:
— Наш сосед — стражник, сходи попроси его форму. Я переоденусь и попробую в городе достать хоть какие-то деньги.
Принесла жена одежду стражника. Переоделся бедняк, натянул сапоги, а в голенище воткнул плетку и вышел из дому. Ходил, ходил, к вечеру увидел — дерутся двое. Подошел к ним, хлестнул и того и другого плеткой, еще и прикрикнул:
— А ну, пошли к судье.
Драчуны испугались: приведет он их к судье — не миновать им палок, а то, не дай бог, еще возьмут да и в тюрьму посадят. Взмолились оба:
— Ради всевышнего, отпусти ты нас. Вот тебе пять динаров от каждого.
Взял бедняк у них деньги, а их отпустил. На все десять динар накупил еды, одежды детям и жене, нанял музыкантов и вернулся домой.
А тем временем падишах опять говорит везиру:
— Пойдем-ка посмотрим, как там наш бедняк, чем он сегодня накормил детей?
Снова переоделись они дервишами я отправились. Еще издали услышали они: из дома бедняка доносятся звуки зурны и дафа. Падишах и везир удивились. Постучали в дверь бедняка.
— Добрый вечер, хозяин.
— Вечер добрый, гости дорогие. Добро пожаловать, вы, как обычно, приносите мне и добрую и дурную весть.
— Каким образом? Почему ты так говоришь? — спрашивают дервиши.
— Рубил я себе дрова, продавал их и этим жил. Падишах запретил ходить в лес, потом он запретил работать в городе по найму.
— Тогда откуда ты деньги достал? Бедняк и рассказал им, как он переоделся стражником, как остановил двух драчунов, как получил с них десять рублей.
— Все я потратил,- закончил он своп рассказ. Дервиши попрощались и ушли. На другое утро падишах велел привести к себе бедняка. Стражники привели бедняка к падишаxу.
— Добрый человек,- приказал ему падишах,- вот тебе моя сабля, будешь сторожить мои покои до вечера.
Целый день стоял он на страже. Вечером собрался домой и думает: <Как же я пойду домой с пустыми руками? Дети с утра голодные. И направился он прямо к кузнецу:
— Братец, я продам тебе эту саблю, только сделай мне взамен деревянную н вложи в ножны.
Получил бедняк деньги за саблю, купил еды и пришел домой. А тем временем падишах и везир решили узнать, чем же он сегодня накормил детей.
Пришли они под видом дервишей опять к бедняку и видят: устроил он пир лучше, чем прежде, позвал соседей, родственников пригласил.
Падишах спрашивает:
— Бедняк, где ты сегодня взял деньги? Бедняк рассмеялся:
— Падишах поставил меня сторожить свои покои, да еще и саблю дал. А вечером я продал ее кузнецу, а в ножны вложил деревянную.
— Ну а вдруг падишах велит тебе вытащить саблю из ножен? — спросил падишах.
— O дервиш, лучше и не говори, ведь твои слова сбываются. Утром падишах велел бедняку саблей отрубить голову преступнику. Бедняк побелел, но не растерялся:
— О всемогущий падишах, этот человек невиновен, не могу я брать греха на душу,
— Выполняй мой приказ, а не то велю снести и твою голову.
— О падишах, если этот человек невиновен, то пусть моя сабля превратится в деревянную, а если виновен, я отрублю ему голову.
Когда бедняк вытащил саблю из ножен, она оказалась деревянной.
— Вот видишь, падишах, говорил же я — невиновен этот человек.
Падишах рассмеялся:
— И вправду, бедняк, бог не забывает тебя.
С того дня бедняк стал служить у падишаха и каждый день получать по золотому
ЖИЗНЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ.
Когда Искандер Зукурна почувствовал, что настало ему время умирать, призвал он к себе своих приближенных и сказал:
— Жизнь моя подошла, к концу, я умираю. После моей смерти уложите меня на чардар, но пусть рука моя свисает с него. А то моя мать увидит меня мертвым и прикажет воинам уничтожить вас. А моя рука будет для нее знаком моей воли.
Искандер умер. Послали за матерью. Побоялись без нее хоронить сына. Пришла она, увидела тело сына на чардаре я свисающую руку, подумала: «Видит бог, это по воле моего сына рука его свесилась с чардара. Видно, мой сын приказал своим людям сделать так, чтобы я не рассердилась. В мире нет ничего вечного: что приходит, то и уходит».
— Но я не разрешаю хоронить моего сына, я сама буду сидеть над его изголовьем, — заявила она.
Люди были озадачены: «Как же быть? Если мать не позволит похоронить тело, то через десять дней оно начнет разлагаться». Но пришлось повиноваться.
В пустой комнате поместили тело Искандера, а над ним у самого потолка, подвесили хлеб. Затем туда впустили его мать.
Прошло несколько дней. Женщина почувствовала голод. Осмотрела она комнату, увидела хлеб у потолка. Пришлось ей взгромоздить все, что попалось под руку, на тело сына, чтобы дотянуться до хлеба. А насытившись она сказала:
Хороните моего сыра. Жизнь сильнее смерти.
ДВА БРАТА.
Собрали два брата осенью урожай, отнесли пшеницу на гум-но и разделили ее поровну. Пока делили зерно, наступила ночь. Маме сказал младшему брату:
— Гасан, дорогой, ведь нынче год неурожайный. Если мы оба заснем, найдется охотник на нашу пшеницу. Давай спать по очереди.
Гасан согласился и предложил:
— Ты ложись и спокойно спи, а я посторожу. Если станет Меня клонить ко сну, я разбужу тебя.
Маме уснул. Прошло немного времени, Гасан подумал:
У старшего брата семья большая, детей много, насыплю-ка ему три кода пшеницы из своей доли».
Пришло время будить Маме. Разбудил Гасан брата, а сам лег спать. Прошелся Маме раз, другой по гумну и решил:
— Младший брат еще молод, мало у него опыта в торговле, могут его и обмануть, насыплю-ка я ему четыре кода пшеницы из своей доли.
А тем временем бог все это видел и решил:
— Раз они так любят друг друга и заботятся друг о друге, я дам им втрое больше пшеницы.
Тут и утро наступило. Проснулись братья, смотрят, а пшеницы у обоих прибавилось. Маме спросил Гасана:
— В чем дело?
— Ночью я подсыпал тебе три кода своей пшеницы. — А я тебе подсыпал четыре кода.
— Значит, это бог увеличил нашу долю, — решили братья и радостно взялись за работу.
ЦЕНА ДВОРЦА.
Падишах Харун ар-Рашид построил себе новый дворец. Не дворец, а сказка, всем на удивление.
И зачастили к падишаху гости. Одни любовались красотой Дворца, другие приходили из любопытства.
Однажды спросил Харун ар-Рашид своих гостей:
— А во сколько вы оцениваете мой дворец?
— Цены ему нет, — в один голос воскликнули гости. Слух о роскошном дворце дошел и до брата падишаха, бедняка Балула. Решил и он взглянуть на дворец.
— Ну, Балул, скажи мне, во сколько ты оцениваешь мой дворец? — спросил падишах.
— Дворец твой ничего не стоит, — ответил брат.
— Балул, да ты спятил! Все кругом твердят: «Цены ему нет», а ты его не во что не ставишь.
— Брат Харун, я ухожу, считай, что этого разговора но было, — сказал Балул и покинул дворец.
Прошло некоторое время, падишах тяжело заболел. Дали знать об этом Балулу.
Пришел Балули Зана, сел у изголовья больного:
— На что жалуешься, брат?
— Сам не знаю, хворь всю душу извела.
— Помнишь, Харун, ты как-то спросил меня, во сколько оцениваю я твой дворец? Ты тогда обиделся на мои слова, а видишь, я был прав. Когда ты стонешь, дворец твой ничего не стоит.
ТРИ ГОРСТИ ЗЕМЛИ.
Жил когда-то падишах. Решил он переодеться в одежду дервиша и походить по городу, посмотреть, как живет его народ.
Сказано — сделано. Идет падишах и видит — сидит Балули Зана на перекрестке, а перед ним три горсти земли.
Поздоровался падишах и спросил:
— Балул, что ты тут делаешь? Что это лежит перед тобой?
— Земля. Я продаю ее, — ответил Балул. Падишах понял, что Балул неспроста продает эти три горсти земли.
— А сколько ты за них просишь?
— За каждую горсть по золотому. Вложил падишах ему в руку три золотых.
— Да просыплется эта земля проклятием на голову того, кто водится с бесчестными людьми, — сказал Балул и отложил в сторону первую горсть земли.
— Да просыплется эта земля проклятием на голову того, кто ленив и не почитает свою семью, — сказал Балул и отложил в сторону вторую горсть земли.
— А эта горсть, — продолжал он, — пусть просыплется проклятием на голову того, кто ослеплен ревностью. А падишах был человек ревнивый. Услышал он эти слова, постоял, помолчал и удалился.
ГРОЗДЬ ВИНОГРАДА.
Искал юноша себе невесту. Нашел хорошую девушку, пошел к ней свататься. Девушка стол накрыла, полное блюдо винограда перед гостем поставила. Взял юноша гроздь винограда и нечаянно уронил ее на землю. Растерялся он: «Как же быть? Поднять гроздь или нет? Не подниму — скажет, что слишком гордый, подниму — скажет, что жадный, даже с земли виноград ест».
Поднял все же юноша виноград, положил на блюдо и стал есть.
Сказала девушка отцу:
— Я не выйду за него замуж, он такой жадный, что поднял с земли гроздь винограда и ест его. Отец девушки передал юноше:
— Моя дочь не хочет выходить за тебя замуж.
— Не хочет так не хочет, дело ее, — попрощался юноша и уехал.
Рассказал он родным о сватовстве. Но про себя решил во что бы то ни стало добиться этой девушки.
Переоделся юноша гусепасом, пришел к отцу девушки и нанялся гусей пасти.
Прошел год. За это время девушка полюбила гусепаса. Однажды пришла она к юноше со слезами на глазах и сказала:
— Увези меня куда хочешь. Отец узнает, что я жду от тебя ребенка, убьет нас обоих.
— С радостью увезу, почему бы и нет, — согласился он. Мать тайно снарядила дочь в дорогу, и пустились молодые в путь. Привел юноша девушку к себе домой, оставил ее во дворе ждать, а сам вошел в дом, поздоровался с родителями.
— Сынок, веди в дом невесту. Что же ты ее оставил на улице?
— Нет, отец, рановато, я еще должен отомстить ей за гроздь винограда.
Вышел юноша во двор, а жена сидит с узелком и ждет:
— Нашел ли ты в этом доме работу?
— Да вот лачугу нам дали, буду здесь гусепасом.
Каждый день юноша досыта ел в отцовском доме, а остатки приносил жене.
А жена-то не знает, кто ее муж на самом деле, думает, что он гусепас.
Вернулся как-то вечером муж домой и говорит жене:
— Хозяйка велела тебе завтра прийти помочь ей хлеб печь.
Жена ответила:
— Как же я пойду — такая оборванная, грязная?
— Какая есть, такая и сходи, — велел муж. — Когда будешь делать гереки, один комок незаметно положи за пазуху. Принесешь — испечем его и поедим.
Утром встала жена, пошла печь хлеб. А муж заранее переоделся в богатую одежду и расхаживает по дому.
Посмотрела жена по сторонам: все заняты делом — и спрятала потихоньку за пазуху комок теста.
Спросил юноша мать:
— Матушка, кому ты поручила печь хлеб? Эта грязная оборванка и смотрит-то, будто что-то украла.
— Да нет, сынок, ничего она не украла, просто застенчивая девушка.
Вдруг юноша подошел к бедной девушке, сунул руку ей за пазуху и вытащил злополучный комок теста. С позором выгнал он несчастную из дому.
И вернулась она в свою лачугу ни с чем. Пришел муж вечером домой и первым делом спросил:
— Где герек?
Рассказала она ему о случившемся. А он притворился, что не поверил, и избил ее.
Прошло некоторое время, настало время жене рожать. И бог подарил им мальчика.
Три дня жена аги кормила свою невестку досыта. На четвертый день сын сказал матери:
— А теперь, матушка, я сам приготовлю ей еду, а ты отнесешь.
Одну тарелку он наполнил опилками, вторую — углем, а третью — серебряными монетами.
Отнесла все это жена аги, молча поставила тарелки перед невесткой и вышла.
Посмотрела та на тарелки и заплакала. Тут вошел муж и спросил жену:
— Что случилось, почему ты плачешь?
— Посмотри, что мне принесла сегодня жена аги. К чему это, не пойму.
— Жена аги хотела дать тебе понять, — начал муж, — что сначала ты была легкомысленна и мало что понимала, как эти опилки. Затем жизнь твоя стала черной, как уголь. А теперь ты чиста, как эти серебряные монеты.
Тут жена поняла, что муж отомстил ей за гроздь винограда. Пришли родители юноши, повели невестку в дом. И зажили они в мире и согласии.
УМНАЯ ДЕВУШКА.
Искал юноша себе невесту. Нашел хорошую девушку, пошел к ней свататься. Девушка стол накрыла, полное блюдо винограда перед гостем поставила. Взял юноша гроздь винограда и нечаянно уронил ее на землю. Растерялся он: «Как же быть? Поднять гроздь или нет? Не подниму — скажет, что слишком гордый, подниму — скажет, что жадный, даже с земли виноград ест».
Поднял все же юноша виноград, положил на блюдо и стал есть.
Сказала девушка отцу:
— Я не выйду за него замуж, он такой жадный, что поднял с земли гроздь винограда и ест его. Отец девушки передал юноше:
— Моя дочь не хочет выходить за тебя замуж.
— Не хочет так не хочет, дело ее, — попрощался юноша и уехал.
Рассказал он родным о сватовстве. Но про себя решил во что бы то ни стало добиться этой девушки.
Переоделся юноша гусепасом, пришел к отцу девушки и нанялся гусей пасти.
Прошел год. За это время девушка полюбила гусепаса. Однажды пришла она к юноше со слезами на глазах и сказала:
— Увези меня куда хочешь. Отец узнает, что я жду от тебя ребенка, убьет нас обоих.
— С радостью увезу, почему бы и нет, — согласился он. Мать тайно снарядила дочь в дорогу, и пустились молодые в путь. Привел юноша девушку к себе домой, оставил ее во дворе ждать, а сам вошел в дом, поздоровался с родителями.
— Сынок, веди в дом невесту. Что же ты ее оставил на улице?
— Нет, отец, рановато, я еще должен отомстить ей за гроздь винограда.
Вышел юноша во двор, а жена сидит с узелком и ждет:
— Нашел ли ты в этом доме работу?
— Да вот лачугу нам дали, буду здесь гусепасом.
Каждый день юноша досыта ел в отцовском доме, а остатки приносил жене.
А жена-то не знает, кто ее муж на самом деле, думает, что он гусепас.
Вернулся как-то вечером муж домой и говорит жене:
— Хозяйка велела тебе завтра прийти помочь ей хлеб печь.
Жена ответила:
— Как же я пойду — такая оборванная, грязная?
— Какая есть, такая и сходи, — велел муж. — Когда будешь делать гереки, один комок незаметно положи за пазуху. Принесешь — испечем его и поедим.
Утром встала жена, пошла печь хлеб. А муж заранее переоделся в богатую одежду и расхаживает по дому.
Посмотрела жена по сторонам: все заняты делом — и спрятала потихоньку за пазуху комок теста.
Спросил юноша мать:
— Матушка, кому ты поручила печь хлеб? Эта грязная оборванка и смотрит-то, будто что-то украла.
— Да нет, сынок, ничего она не украла, просто застенчивая девушка.
Вдруг юноша подошел к бедной девушке, сунул руку ей за пазуху и вытащил злополучный комок теста. С позором выгнал он несчастную из дому.
И вернулась она в свою лачугу ни с чем. Пришел муж вечером домой и первым делом спросил:
— Где герек?
Рассказала она ему о случившемся. А он притворился, что не поверил, и избил ее.
Прошло некоторое время, настало время жене рожать. И бог подарил им мальчика.
Три дня жена аги кормила свою невестку досыта. На четвертый день сын сказал матери:
— А теперь, матушка, я сам приготовлю ей еду, а ты отнесешь.
Одну тарелку он наполнил опилками, вторую — углем, а третью — серебряными монетами.
Отнесла все это жена аги, молча поставила тарелки перед невесткой и вышла.
Посмотрела та на тарелки и заплакала. Тут вошел муж и спросил жену:
— Что случилось, почему ты плачешь?
— Посмотри, что мне принесла сегодня жена аги. К чему это, не пойму.
— Жена аги хотела дать тебе понять, — начал муж, — что сначала ты была легкомысленна и мало что понимала, как эти опилки. Затем жизнь твоя стала черной, как уголь. А теперь ты чиста, как эти серебряные монеты.
Тут жена поняла, что муж отомстил ей за гроздь винограда. Пришли родители юноши, повели невестку в дом. И зажили они в мире и согласии.
МАЛЕНЬКИЙ МУДРЕЦ.
Жил один человек. Состарился он, захотел вернуться на ро-дину и там провести остаток своих дней. Пришел он к падиша-ху за разрешением. Говорит ему падишах:
— Дорога перед тобой открыта, ты свободен, поезжай. Но брать с собой имущество я не разрешаю, ведь ты его здесь при-обрел, здесь все и оставишь.
А был старик богатым, задумался он: «Если я вернусь на родину с пустыми руками, придется мне жить в нищете».
Однажды сидел он на камне, все думал, как быть. Увидел его мальчик лет двенадцати, спросил:
— Апо, что за печаль у тебя? Скажи, может, я помогу?
— Э, сынок, уйди, не береди мне душу, мое горе и так мена к земле клонит.
— А ты все-таки скажи, что с тобой случилось.
— Сыпок, молодость моя прошла в этой стране, здесь я тру-дился и зарабатывал себе на жизнь. Теперь на старости лет хочу вернуться на родину. Падишах позволил мне уехать, а имущество не позволяет брать с собой. Но не могу же я вер-нуться нищим. Вот и не знаю, как мне теперь быть.
— Только и всего? — спросил мальчик.
— Э, разве этого мало?
— Апо, не беспокойся, ты уедешь. Вернись к падишаху и снова попроси разрешения на отъезд, а когда он позволит уехать и выскажет свое условие, ты скажи ему: «Падишах, верни мне то, что я принес с собой,- мою молодость, а имущество пусть остается». Только ты не говори ему сразу, кто дал тебе-такой совет. Если уж очень будет настаивать, тогда скажи ему обо мне, я приду и отвечу.
Пришел старик к падишаху и попросил позволения вернуть-ся па родину.
Падишах ответил:
— Ведь я тебе уже сказал: дорога перед тобой открыта, да только брать тебе я ничего не позволю.
— Падишах, да продлит бог твою жизнь, мне ничего не нужно, только верни мне то, что я принес с собой,- мою моло-дость.
— Кто дал тебе такой совет, говори,- потребовал падишах.
— Никто, падишах, это я говорю.
— Нет, это не твои слова. Почему ты их раньше не говорил?
И пришлось старику рассказать обо всем. Велел падишах привести мальчика. Решил он испытать советчика. Мальчик пришел, видит: большое корыто, полное воды, поставлено у порога. Понял он, что падишах хотел этим сказать: мол, я силь-ный подобно морю, и ты утонешь в нем. Мальчик взял бума-гу, сделал лодку и пустил ее по воде. Этим он хотел сказать,. что, мол, я переплыву это море.
Увидел падишах мальчика, подкрутил усы и тронул свою корону. Этим он хотел сказать: «Я тебя уничтожу». Мальчик постучал пальцами себе по лбу и дал этим попять, что бог на-делил его умом.
Убедился падишах, что и впрямь мальчик умен, находчив и сметлив, и велел своему везиру наполнить его платок золотом и отпустить. А везир шепчет падишаху на ухо:
— О падишах, а ты не боишься, что этот мальчик, когда придет время, сбросит тебя с трона?
— Нет, везир, такого умного ребенка я не могу погубить,- ответил падишах.
Пока мальчик шел домой, слуги падишаха схватили его отца и привели во дворец.
Пришел мальчик домой, видит — нет отца.
— Матушка, а где отец?
— Сынок, твоего отца увели слуги падишаха. Вернулся мальчик во дворец, положил к ногам падишаха платок с золотом и промолвил:
— Падишах, ты мне дал золота, я подумал, что это подарок, во, оказывается, ты решил расплатиться за кровь моего отца. Падишах показал на отца и спросил:
— Разве этот осел твой отец? — Отец мальчика был неграмотным.
— Будь в здравии, падишах, отец мой не осел, вот дед был ослом. Если бы дед не был ослом, он дал бы отцу образование. Отец же мой — настоящий мужчина. Видишь, он дал мне возможность учиться, и я смог ответить на любые твои вопросы.
Не нашелся падишах, что ответить, и отпустил отца с сыном домой.
СИРОТА БЕЗРОДНЫЙ.
Жили два побратима. Они очень уважали и любили друг друга. Если один из них гостил у другого, хозяин обязательно резал корову для своего побратима.
Однажды одному из них понадобились деньги, а может быть, что-нибудь другое, но он был занят и сам не пошел, а отправил в дом к побратиму своего слугу.
Хозяин увидел слугу своего побратима, обрадовался. Посадил ва самое почетное место, угостил как подобает. На прощание хозяин сказал:
— Дорогой, теперь иди и расскажи своему хозяину о моем гостеприимстве тая, как велят тебе твоя совесть и воспитание. Вернулся слуга домой, хозяин спросил:
— Ну, рассказывай, как тебя встретили?
— Эх, что и говорить! Да разрушит бог вашу дружбу, хозя-ин. Твой друг со мной и словом не обмолвился, куска хлеба не дал. Не спросил, с чем я пришел и с чем уйду.
Обиженный хозяин сел на коня и поскакал к другу. Тот принял его радушно. Но гость отказался от еды и сказал:
— Я не притронусь к твоему хлебу. Раз ты не принял, как положено, моего слугу, сейчас твое гостеприимство ничего не стоит.
Обиделся хозяин, послал своего слугу за слугой побратима.
Когда тот пришёл, хозяин спросил его:
— Скажи мне правду, разве я тебя не угощал как подобает?
— Что и говорить, я вдоволь поел и попил. А на прощание ты мне сказал: «Дорогой, иди расскажи своему хозяину о моем гостеприимстве так, как велят тебе твоя совесть и воспитание».
— Так почему же ты сказал неправду своему хозяину?
— Да потому, что ты сослался на мою совесть и воспитание, а не приказал рассказать, как было на самом деле. А ведь я сирота, — ответил нерастерявшийся слуга.
МНОГОЛИКИЙ УГОСТЬ.
Застала путника в дороге ночь, и пришлось ему попроситься на ночлег. Постучался он в первую попавшуюся дверь.
Алейкум-салам, мой Азраил! — приветствовал хозяин гостя и пригласил его в дом.
Разговорились… Гостеприимный крестьянин, видя, что путник идет издалека, предложил:
— Куда ты пойдешь на ночь глядя, агнец мой, приляг, отдохни.
Задумался гость. Странными показались ему слова хозяина. При встрече тот назвал его «Азраилом», теперь «ягненком».
Рано утром поблагодарил гость хозяина за гостеприимство, а собрался в путь.
Крестьянин говорит ему на прощание:
— В добрый путь, мой зурначи.
И решил путник во что бы то ни стало разгадать слова хозяина. Встретил он на пути старика и попросил его объяснить ему смысл странных слов.
— Хозяин назвал тебя «Азраилом» потому, что ты был у не-го в доме впервые и он не знал, чего от тебя ждать. Поговорив с тобою, он понял, что ты мягкий и совестливый человек, пото-му он и назвал тебя агнцем, а когда ты уходил, честь хозяина была в твоих руках. Если материнское молоко пошло тебе впрок, ты всюду будешь вспоминать хозяина с благодарностью и голос твои, подобно зурне, зазвучит в разных местах.
МУДРЫЙ ГУСТЬ.
Однажды некий дервиш постучался в дом курда.
Дверь открыла пожилая женщина, мать хозяина дома. Она сказала, что сына нету дома, пригласила гостя войти, постелила ему палас и накрыла скатертью стол. Но так как в доме ничего не было, то она не могла ему ничего вынести и постеснялась сказать об этом гостю. Гость же подождал, и видя, что ему ничего не несут, закрыл за собой двери и пошел своей дорогою.
Тут вернулся домой хозяин дома. Мать рассказала, что у них был гость, и она ничего не вынесла ему поесть, так как дома ничего не было. Хозяин дома подумал и сказал:
— Мать, дай мне саблю, поскачу, догоню и убью этого дервиша, пока и не опозорил меня, моих предков и моих потомков перед всем светом.
Схватил он саблю, сел на коня и помчался за дервишем. Догнал он дервиша, обнажил свою саблю, замахнулся над ним и сказал:
— Ветер веет по всему свету…
— Но не везде, где он веет есть богатство и достаток, — добавил мудрый дервиш.
Понял курд, что дервиш вошел в его положение и не ославит перед всем светом. Он слез с коня, извинился перед божьим человеком, поцеловал его руку и пригласил зайти в гости на обратном пути.