Она расположена примерно между 34 и 40 градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы и простирается с запада на восток приблизительно на 1 тыс. км., а с севера на юг — от 300 до 500 км.
Среди курдов отмечается высокий естественный прирост — около 3% в год. Поэтому несмотря на преимущественно горный рельеф местности, благодаря плодородным долинам Курдистан по плотности населения достигает среднего показателя по Азии (до 45 человек на кв.км.). По весьма приблизительной оценке его население к настоящему времени превышает 30 миллионов. Таким образом, курды — крупнейшее национальное «меньшинство» в Западной Азии и самая многочисленная нация в мире, не получившая права на национальное самоопределение.
В странах обитания курды расселены неравномерно. Более всего их в Турции (около 47%). В Иране курдов около 32%, в Ираке — около 16%. В самом этническом Курдистане (при всей условности границ) курды составляют подавляющее большинство населения
Главная особенность геополитического положения Курдистана состояла в том, что он всегда занимал пограничное положение, находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской, Византийской, Османской империи, Арабского халифата, Ирана). Благодаря этой особенности этносоциальное развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политической разделенности этноса государственными границами.
Поэтому «курдская нация» далеко не однородна, прежде всего в плане языка.
Подавляющее большинство курдов — 75% — исповедуют ислам суннитского толка, значительна часть — мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Относительно небольшая часть курдов исповедуют доисламскую курдскую религию — езидизм. Но, независимо от вероисповедания, курды своей «исконной» религией считают зороастризм.
Со времени образования арабского Халифата (VII век н.э.) вплоть до наших дней курды в разное время вели борьбу против арабских, турецких, монгольских, туркменских, персидских и других поработителей. Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Аюбиды) управляли не только отдельными княжествами, но и такими крупными странами как Египет и Сирия.
С начала XVI в. Курдистан стал ареной непрекращающихся войн. За обладание им спорили две мусульманские державы — Иран и Османская империя. Итогом этих войн стал Зохабский договор 1639г., разделивший Курдистан на турецкую и иранскую части и сыгравший роковую роль в дальнейшей судьбе курдского народа.
Правительства Османской империи и Ирана старались ослабить, а затем и ликвидировать курдские княжества в целях экономического и политического закабаления Курдистана. Этот раздел не только не положил конец междоусобицам, а, наоборот, еще более усилил феодальную раздробленность страны. В новое время освободительная борьба курдов продолжалась.
На протяжении всего XIX века она выливалась в большие восстания, которые жестоко подавлялись султанским и шахским режимами. После Второй мировой войны территорию курдов разделили еще раз — теперь на четыре части — между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.