Автор Тамаз Амзоев
16.06.2007 г.
Курдский режиссер Хинер Салеем выпустил еще один фильмКурдский режиссер Хинер Салеем выпустил еще один фильм, повествующий о «иррационализме , неадекватности и абсурдности, которыми омрачена жизнь в Курдистане. » Большинство арабских государств запретили его. В большинстве западных стран он понравился. Фильм «Куклы», под руководством Хинера Салема был реализован при поддержке курдского премьер-министра Нечирвана Барзани. Этот фильм является еще одним шагом в создании курдского политического кино.
Несмотря на то, что фильм не приветствовался на Дубайском кинофестивале ввиду его политического содержания и был запрещен в большинстве арабских государств, Иране и Турции, «Куклы» был тепло встречены аудиторией в Германии, Франции, Великобритании и Америке.
Фактически большинство фильмов, сделанных курдскими режиссерами за последние десятилетия на некурдских языках, особенно после восстания 1991 года, включая фильмы Йылмаза Гюней, также имели политическое содержание. Дело в том, что само упоминания жизни в Курдистане, естественно, указывает на политическое содержание. Это не те курдские кинематографисты, которые поднимали курдский политический вопрос, создающий угрозу для некоторых соседних стран. Таким образом, политика в курдском кино — это ничто иное, как природный фактор среди прочих, которые образуют курдскую экстатичность; они стремятся показать судьбу курдов и их проблемы с помощью этой трагической точки зрения.
Выражение политических мнений в кинопродукции является чрезвычайно сложной задачей. Тем не менее, Хинер Салем и его «Куклы» вышли победителями. После «Водки Лимон» и «Нулевого километра», Салим подходит к формированию политического кино курдов; он пытается политически представить (курдский вопрос) на Ближнем Востоке всему миру. Кадры людей, разрывающих на куски иракский флаг в «Нулевом километре», были его первым мужественным шагом.
В противоположность всем другим недавно произведенным курдским фильмам, Салем с националистической точке зрения и безо всяких уловок, говорит миру, что, если Курдистан не получит независимости, или права курдов, страна которых была разорвана на четыре части и каждая часть была заняты мощной соседней державой, не будут уважаться, тогда барабан, в который бьют курды, изображаемые в конце фильма, никогда не замолкнет.
Салем написал и сценарий «Кукол» (а английском варианте «Долина»), дистребьютером фильма выступила немецкая компания Mitos (www.mitosfilm.com). Роли в нем играли превосходные актеры из четырех частей Курдистана.
Другой сильный пункт Салема — то, что он смешивает различные курдские диалекты, включая курманджи, сорани, лури и т.д. Кино неожиданно показывает курда из Ирана или Ирака, говорящего на северном диалекте курманджи и курда из Турецкого Курдистана, говорящей диалект сорани. Курд из Турции работает на курдском радио в Иране и превращается в пешмарга и т.д. Автор хочет сказать миру, что курды во всех четырех частях Курдистана поддерживают друг друг.
В «Куклах», как и других кинофильмах Салема, любовь является носителем либеральных черт свободолюбивой философии. Возлюбленные в его фильмах всегда пытаются бежать из традиции. Они пытаются освободиться от всех семейных, социальных и племенных отношений и даже от рутины в переполненных городах. Они пытаются уйти в природу и свою собственную эротическую природу.
В «Куклах», родители договариваются об их браке, но влюбленные убегают на другую сторону горы, на природу. Салем сосредотачивает камеру на собаках – кобеле и сучке, которые лежат в дорожке влюбленных. Эти две собаки символизируют естественную любовь, к которую стремятся юноша и девушка.
Аудитория с самого начала фильма чувствует, что животные используются для выражения политических смыслов. Рядом с плакатом, несущим тоталитарный государственный лозунг, умирает от инфаркта корова.
Комизм — еще одна характерная черта, которую охотно использует Салим. Она основана на двух принципах :
1. Трагедия курдов, которые страдают из-за тех, кто поддерживает оккупационные режимы, и между индивидуальными курдами и оккупационными учреждениями. Это можно заметить, когда Шванн Хасо поет на курдском языке в своей деревне, и турецкий солдат запрещает ему петь по-курдски.
2. Трагедия, происходящая от недоразумений между курдами, которые живут в Европе и теми, что живут дома. Например в сцене, когда курд из Ирака, Абдулла Каскин, возвращается в своею подвергшуюся анфалю деревню, где его комично принимают родственники.
Режиссер, в отличие от некоторых, не хочет обвинять народ Курдистана в «деградации» и «реакционных», но хочет сказать, что иррационализм неадекватность и абсурдность которыми полна жизнь в Курдистане, делают образ жизни курдов невыносимым. Так курд, живший в Европе никогда не согласимся с тем, что происходит дома.
Наконец, Салем выражает свои идеи через цвет, рисунки и движение. Курд в «Куклах», возвращающийся в свою родную деревню, где он впервые говорят о своей погибшей в Анфале сестре, садится на стул, спиной к аудитории, и мы видим, как трясутся его плечи от душевных страданий. Режиссер показывает цветы на столе, который дрожат из-за этого. Режиссер Показывает, как дрожат розы, а не звуки рыданий молодого человека.
Как талантливый художник, Салем полагает, что каждая сцена в фильме должна представлять собой законченную картину.