- Advertisement -
Домой Без рубрики ЖИЗНЬ КУРДСКОЙ ОБЩИНЫ В ТУРКМЕНИСТАНЕ

ЖИЗНЬ КУРДСКОЙ ОБЩИНЫ В ТУРКМЕНИСТАНЕ

- Advertisement -

Репрессивная политика властей в области культуры и языка гонит курдов из Туркменистана.

Коллектив IWPR в Лондоне

Попадая в район Кийоши, что на южной окраине Ашгабада, можно безошибочно определить, что здесь живут курды. Здесь все пропитано колоритом этого народа. Ремесленные лавки, дома с восточными инкрустациями, мало где в городской суете сохранившиеся тихие дворики и дух гостеприимства, который витает в воздухе… Мужчины вечерами играют во двориках в шахматы и пьют крепкий черный чай. Женщины — с медным отливом хны в волосах, в ярких одеждах, с дорогими золотыми украшениями.
Их родина – запад Ирана, север Ирака и юго-восток Турции, но эти люди живут здесь уже на протяжении многих столетий, сохраняя свой язык и культуру.
Но туркменское государство нетерпимо относится к «чуждым» культурам, и поэтому над курдской самобытностью нависла угроза.
История местного курдского сообщества такова. В 17 веке иранский правитель Шах Аббас расселил курдские племена вдоль северо-восточных границ Ирана. Переселение продолжалось в 1740-х гг. при Надир-Шахе. Воинственные курдские племена должны были стать своего рода щитом от нападения туркмен. Одновременно ослаблялась военная сила курдов на западе Ирана.
В 19 веке, когда Россия закрепилась в Центральной Азии и туркменские набеги прекратились, курды начали понемногу переселяться на современную территорию Туркменистана. В настоящее время в Туркменистане, население которого составляет около пяти млн. человек, проживает примерно четыре с половиной тысячи курдов.
Большинство из них проживает в южных – приграничных с Ираном – областях и в Ашгабате, который находится всего в 45 км от границы с Ираном.
Курды бережно сохраняют свое национальное самосознание, культуру и традиции и с ностальгией вспоминают советское время, когда существовали курдские школы и газеты.
«У нас девочку с рождения балуют золотыми украшениями, и, как правило, — это семейные драгоценности, которые передаются из поколения в поколение», — говорит молодая женщина по имени Эгеша на вопрос, почему на курдских женщинах столько украшений.
С тех пор, как Сапармурат Ниязов перевоплотился из советского функционера в бессменного президента независимого государства и «отца» туркменской нации, даже такие многочисленные нацменьшинства, как русские, узбеки и казахи, не чувствуют себя в Туркменистане как дома.
Закрылись практически все нетуркменские школы. В школах, вузах и мечетях всех обязали читать великий труд Туркменбаши «Рухнама», который считается в Туркменистане священной книгой наравне с Кораном. Выехать из страны становится все труднее.
«Сейчас — совсем не то, что было раньше, — говорит старейшина курдской общины. — Лет пятнадцать назад наша община действительно могла похвастаться своей национальной самобытностью. Какие вечера мы устраивали каждую субботу с национальной кухней и музыкой, весь район к нам в гости приходил — и русские, и туркмены и узбеки — наши двери для всех открыты. А потом и встречи запретили, и музыку, и библиотеку нашу закрыли. Теперь молодежь совсем забывает и язык, и национальные традиции».
«Туркменские власти проводили и продолжают проводить политику националистического садизма в отношении представителей национальных меньшинств, — утверждает один из курдских лидеров. — Любое проявление национального самосознания вызывает агрессию и репрессии властей».
«В Туркмении общий культурный и образовательный уровень курдов находится на крайне низком уровне, — рассказывает курд, родившийся в Туркменистане. — Если до 1995 года в республике существовали библиотеки, культурные центры, школы с преподаванием на курдском языке, то теперь все центры и школы закрыты».
Особенно беспокоит курдов угроза утраты родного языка. Как все туркменские граждане, они обязаны знать туркменский и изучать «Рухнаму». Остальной части образования не придается никакого значения.
«На родном языке курды теперь говорят лишь дома: курдского языка не услышишь ни на улице, ни в присутственных местах. Курдская молодежь в большинстве своем не помнит специфики родного языка, не знает его наречий».
Вопрос о повторном открытии национальных курдских школ или специальных курсов в местах компактного проживания курдов в Министерстве народного образования ставился не раз. Но с 2003 года, когда по всей стране стали закрывать казахские, узбекские и русские школы, курдам стало понятно, что рассчитывать им не на что.
11-12 августа в Женеве прошло заседание Комитета ООН по предупреждению всех форм расовой дискриминации. Все заседание комитета — полтора дня — было посвящено Туркмении. По итогам заседания было принято обращение к руководству Туркменистана с призывом «уважать и защищать культурную самобытность всех национальных и этнических меньшинств на территории страны».
ООН выразила особое беспокойство в связи с политикой принудительной «туркменизации» в сфере труда, образования и в политической жизни.
В докладе, представленном ООН министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым, наоборот, утверждается, что в стране нет никакой дискриминации по национальному признаку.
Но представители курдского сообщества испытывают эту дискриминацию на себе.
«Меня уволили со швейной фабрики еще в 2003 году, в первую волну сокращений, хотя туркменским я владею в совершенстве. Просто я курд по национальности, а нас здесь не очень любят. Теперь вот работаю в киоске — торгую газированной водой», — рассказывает инженер-технолог швейного производства.
Большинство курдов, как и туркмены, – мусульмане-сунниты, но есть среди них и представители других мусульманских течений; али-аллахи, шииты. Есть также представители других религии: йезиды и христиане. Представители религиозных меньшинств жалуются на гонения по религиозным мотивам.
Власти настороженно относятся к курдам, выезжающим в Турцию и Иран. Женщины-курдянки, занимающиеся челночным бизнесом и летающие за товаром в Турцию, находятся под неусыпным контролем туркменской службы национальной безопасности.
Подозрительность туркменских властей объясняется тем, что для них курды, хотя и туркменские граждане, но все равно – иностранцы и могут иметь связи с курдскими сепаратистами в Иране и Турции.
«Как только в Турции случаются какие-нибудь восстания курдских сепаратистов, у нас возникают проблемы, — говорит представитель курдского сообщества. — Много раз меня вызывали в отделение и расспрашивали, куда я лечу, зачем, и только ли по торговым делам, знаю ли я каких-либо курдов в Турции, есть ли там у меня родственники. Некоторые женщины были “сняты” пограничниками прямо с рейсов. Им сказали, что если будут “шуметь”, их обвинят в принадлежности к международной террористической организации.
Это смешно, мы далеки от политики, и страдаем только потому, что курды по национальности».
В других государствах Центральной Азии, где курдские диаспоры появились уже при советской власти, курды пользуются более широкой культурной свободой.
«Только в Туркмении, где курды живут уже на протяжении четырех веков, власти до сих не признают нашего существования, — с горечью говорит пожилая курдянка. — Многие наши родственники в поисках лучшей доли для себя и своей семьи перебираются на новые места обитания, но и там, по сути, оказываются чужаками».

- Advertisement -
- Advertisement -

Stay Connected

16,985ФанатыМне нравится
2,458ЧитателиЧитать
61,453ПодписчикиПодписаться

Must Read

PIYÊSA XELÎLÊ ÇAÇAN ”MEMÊ Û EYŞÊ”

Bîranîneke xweş ya berî zêdeyî 40 salan, ku îzbata karê pîroz yê ronakbîrên kurdên Sovyeta berê ye. Nimûneyeke zargotina me a delal, bi qelema nivîskarê...
- Advertisement -

ЕЗИДЫ: МНОГОВЕКОВАЯ КОСТЬ В ГОРЛЕ ИСЛАМСКОГО МИРА

Прочитав заголовок статьи, кто-то подумает, что я сейчас буду бочку на ислам катить. Ничего подобного: я с одинаковым скепсисом отношусь ко всем религиям/философиям/мировоззрениям, претендующим на истину в последней инстанции.
Во многом мой скепсис объясняется тем, что именно такие претенциозные идеологии на определенном историческом этапе привели к религиозному помешательству, ставшему нормой не то что для целых народов, но и для целых цивилизаций.

Предки курдов были славянами! Их нельзя разменивать на Эрдогана…

Дарья Асламова

Мне физически плохо. Как может быть плохо человеку, который разрывается между политическим цинизмом и правдой. Как всякая женщина, я предпочитаю реальность. Но и лгать я не могу. Мы заигрались с курдами. У меня был товарищ-журналист, у которого папа-историк писал диссертацию о курдах в советское время. Тема была вроде того: «Курды — лучшие друзья СССР». Когда он закончил, его кураторы из КПСС сказали, что политическая обстановка поменялась, и курды теперь — пособники мирового капитализма. Диссертацию надо переписать. Он переписал. А что делать? Тогда ему снова отказали: «Обстановка переменилась. Курды снова наши друзья, но не совсем. Перепиши и смягчи акценты». Надо ли говорить о том, что папочка моего коллеги так и не защитил диссертацию?

Белые люди Курдистана: сражающиеся потомки ариев

В последние месяцы, в связи с военными действиями в Сирии и особенно в связи с активной и неприглядной ролью в них Турции, всё чаще и чаще в СМИ упоминаются курды, которые активно ведут боевые действия на территории Сирии и противостоят джихадистам из ИГИЛ и другим террористическим организациям. За это они подвергаются геноциду как со стороны террористов, так и со стороны правительства Турции.

Но как так оказалось, что курды воюют в Сирии, а также проживают в Турции, Ираке, Иране и даже России? Что представляет из себя этот воинственный народ, о котором, не будь этого военного конфликта на Ближнем Востоке, рядовой потребитель СМИ никогда бы и не узнал? История этого народа древняя и трагичная. Прежде всего, стоит сказать, что, проживая на своих исконных территориях тысячи лет, курды в новейшей истории не имеют собственного государства.

Related News

PIYÊSA XELÎLÊ ÇAÇAN ”MEMÊ Û EYŞÊ”

Bîranîneke xweş ya berî zêdeyî 40 salan, ku îzbata karê pîroz yê ronakbîrên kurdên Sovyeta berê ye. Nimûneyeke zargotina me a delal, bi qelema nivîskarê...

ЕЗИДЫ: МНОГОВЕКОВАЯ КОСТЬ В ГОРЛЕ ИСЛАМСКОГО МИРА

Прочитав заголовок статьи, кто-то подумает, что я сейчас буду бочку на ислам катить. Ничего подобного: я с одинаковым скепсисом отношусь ко всем религиям/философиям/мировоззрениям, претендующим на истину в последней инстанции.
Во многом мой скепсис объясняется тем, что именно такие претенциозные идеологии на определенном историческом этапе привели к религиозному помешательству, ставшему нормой не то что для целых народов, но и для целых цивилизаций.

Предки курдов были славянами! Их нельзя разменивать на Эрдогана…

Дарья Асламова

Мне физически плохо. Как может быть плохо человеку, который разрывается между политическим цинизмом и правдой. Как всякая женщина, я предпочитаю реальность. Но и лгать я не могу. Мы заигрались с курдами. У меня был товарищ-журналист, у которого папа-историк писал диссертацию о курдах в советское время. Тема была вроде того: «Курды — лучшие друзья СССР». Когда он закончил, его кураторы из КПСС сказали, что политическая обстановка поменялась, и курды теперь — пособники мирового капитализма. Диссертацию надо переписать. Он переписал. А что делать? Тогда ему снова отказали: «Обстановка переменилась. Курды снова наши друзья, но не совсем. Перепиши и смягчи акценты». Надо ли говорить о том, что папочка моего коллеги так и не защитил диссертацию?

Белые люди Курдистана: сражающиеся потомки ариев

В последние месяцы, в связи с военными действиями в Сирии и особенно в связи с активной и неприглядной ролью в них Турции, всё чаще и чаще в СМИ упоминаются курды, которые активно ведут боевые действия на территории Сирии и противостоят джихадистам из ИГИЛ и другим террористическим организациям. За это они подвергаются геноциду как со стороны террористов, так и со стороны правительства Турции.

Но как так оказалось, что курды воюют в Сирии, а также проживают в Турции, Ираке, Иране и даже России? Что представляет из себя этот воинственный народ, о котором, не будь этого военного конфликта на Ближнем Востоке, рядовой потребитель СМИ никогда бы и не узнал? История этого народа древняя и трагичная. Прежде всего, стоит сказать, что, проживая на своих исконных территориях тысячи лет, курды в новейшей истории не имеют собственного государства.

КУРДЫ

Курды (курд. کورد Kurd) — этническая группа на Ближнем Востоке, живущая в основном в восточной части Турции (Северный Курдистан), западном Иране (Восточный Курдистан), северном Ираке (Южный Курдистан) и северной Сирии (Западный Курдистан). Многочисленные диалекты курдского языка относятся к северо-западной подгруппе иранских языков. Большинство курдов исповедует ислам, меньшинство — езидизм, христианство и иудаизм.
- Advertisement -

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here


Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function jnews_encode_url() in /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/jnews-social-share/class.jnews-select-share.php:225 Stack trace: #0 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/jnews-social-share/class.jnews-select-share.php(357): JNews_Select_Share::get_select_share_data('facebook', false) #1 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/jnews-social-share/class.jnews-select-share.php(65): JNews_Select_Share->build_social_button('facebook') #2 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-includes/class-wp-hook.php(287): JNews_Select_Share->render_select_share('') #3 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-includes/class-wp-hook.php(311): WP_Hook->apply_filters(NULL, Array) #4 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-includes/plugin.php(484): WP_Hook->do_action(Array) #5 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-includes/general-template.php(3021): do_action('wp_footer') #6 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/td- in /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/jnews-social-share/class.jnews-select-share.php on line 225