• Ср. Июл 17th, 2024

Şalîko Bêkes

Şêr-Bêkes

КУРДЫ-ЕЗИДЫ ДО ШЕЙХА АДИ

Автор:admin

Янв 30, 2010

Как вы думаете: что из себя представлял езидизм до прихода Шейха Ади в святой Лалеш? Что реформировал или какую религию реформировал Шейх Ади? Если имеете представление об этом — просьба высказать свое мнение. С уважением, Мамешван.


Уважаемый Мамешван! Я не беру на себя ответственность теолога и даже историка ибо документально мало что об этом знаю. К Великому моему сожалению. Но мне кажется, что именно «приход» шейха Ади был не случайным в жизни Езидов того времени. Причем Миссия была выполнена на все «5«. Сегодня все чаще и чаще, со всех сторон, «атакуют» нашу религию в самом привратном образе… Такое ощущение, что Все разом решили Провести «Генеральную Уборку» в своих религиях, а мусор пытаются «всучить» нам. То мы вдруг стали поклонниками какого-то дьявола (хотя при слове «Шайтан» у мусульман пена со рта выходит), то мы закрытая религия (хотя до сегодняшнего дня никто Талмуд в глаза не видел), то мы идолопоклонники (хотя христиане ходят в церковь и поклоняются всевозможным статуям, выдавая их за Образы святых), то у нас Павлин олицетворяет Люциффера (хотя ни Люциффер, ни Дьявол, ни Сатана, ни, тем более, Шайтан в нашем лексиконе просто не существует. У нас Нечистая Сила называется Джин и мы его произносим всегда когда нам нужно и без всякой опаски в отличии от мусульман)… Думаю, что всё это не спроста берется и делается. Возможно кому-то это будет смешно, но я твердо уверен, что свои истоки эти пошлости берут как раз со времен шейха Ади.
Я прошу прощения у теологов (езидов) и у историков (езидов) за мою наглость, но еще раз хочу подчеркнуть, что я всего лишь изложил свою позицию, свое мнение и свою точку зрения.
С уважением к Вам Şalîko Bêkes!


Давайте поподробнее на этом чуть остановимся. Теолог Ханна Омархали говорит о том, что Зороастризм и Езидизм — религии, которые берут начало из одного источника. Вот в этом и вся загвоздка того бреда про сатанизм, который мы слышим в адрес своей религии. Маздеизм — так условно ученые называют ту религию, из которой произошел Зороастризм… Так же будем называть ее и мы.
Именно к религии Маздеизма относят и касту жрецов Магов из которой вышел сам Зороастр. О влиянии Маздеизма и Зороастризма на великую семитскую религию Иудаизм — бесспорно и вполне обосновано. Легенда о «падшем ангеле», который стремился узурпировать власть Бога, скорее всего опять-таки вышла из этого же источника. Ахура Мазда изначально в маздеизме являл собой одно из семи божеств наиболее почитаемых в маздеизме. В Зороастризме ангел Ахура Мазда возносится в ранг верховного или единственного Бога. Вот представьте себе, что Вы находитесь в религии Маздеизма и у Вас в «конкурентах» Зороастризм в котором один из семи ангелов становится, фактически, Богом. Волей или не волей у Вас появляется легенда про «падшего ангела» — узурпатора Ахуру. Вот и весь расклад по моему мнению. Мы, как бы, между двух огней. С одной стороны он верховный ангел, а с другой стороны то, что нам вменяют.
Скорее всего имя Ахура Мазда ( Ах-у-Ра м-Азда) означало создатель земли и света что относит его к более новому времени. Отмечу еще то, что Зороастризм доминирующей религией на нашей исторической родине стал на границе древного мира и нашей эрой. Возможно имя Ахуры в Маздеизме было другим. По моему вполне комфортное имя ему ангел Таус.
Напомню еще то, что Зороастризм так же оказывал сильнейшее влияние и на Маздеизм. В более поздние времена происходило вливание касты Магов с их учениями в Зороастризм. В этот период и появилось то поклонение светиле (Шамс по нашему) и его обожествлению. Надо еще и разграничить манихейство с нашей религией. Все же, при наличии арабских терминов, почитание библейских пророков (Иисус, Моисей), а также и пророка Мухаммеда я склонен относить к приходу в Лалеш шейха Ади, но никак не с именем Мани основателем Манихейства.
С уважением.


Мамешван, до Шеха Ади такой модной среди нас как сейчас национальности Курд-Езид не было. До него были только Езиды.

Вот что я нашёл в инете, на полунашем www.dostani.com
Статья так и называется, «Езиды до Шейха Ади».

Д-р Пир Мамоем Осман.Статья предоставлена Центром езидов в Германии. Перевод с английского «НК»

Езидизм — одна из самых древних и загадочных религий мира. Факт, что Шейх- Ада Ибн Мустафа (около 1162 г.), внес радикальные изменения в езидизм, еще больше окутал завесой тайны его прошлое. Однозначно, что эта религия существовала до шейха Ады, но, вероятно, под другими именами, с другими обычаями и традициями.

Статья «Анализ основных принципов езидизма» представляет собой философское толкование религии. Так, Малик Таус является здесь не олицетворением Зла, а представителем Бога на земле, как эстетическое явление, присущее только езидам. У езидов Малик Таус олицетворяет собой две стороны Огня — огонь как свет, и огонь как пожар, то есть Добро и Зло в одном лице. Если каждый человек представляет собой смешение плохого и хорошего, то каждый езид носит в себе часть Малика Тауса.

На настоящий момент исследования доступной части литературы о древнейших религиях Ближнего Востока не выявили взаимовлияния и взаимозависимости между ними, за исключением нескольких схожих праздников и слов. Наша задача состоит в том, чтобы сравнить праздники, обычаи и традиции, существующие в Митраизме, зораастризме и езидизме.

Одна из самых древних религий, существовавшая на территории Персии и Курдистана с 2000 года до нашей эры, митраизм вплоть до появления там христианства не претерпел никаких радикальных изменений. Вышедшие на сцену новые религии с новыми задачами, соответствующими желаниям их последователей и служащие их интересам существенно отличались от митраизма.

Езидизм никогда не был столь сильным, чтобы влиять на другие религии, скорее они оказали сильное влияние на эту древнюю религию. Езидизм — одна из самых древних религий, пришедших вместе с митраизмом из Индии. Что из себя представляла она и сколько последователей имела в это время — ответов на эти вопросы, увы, не найти.

Глубокое изучение зораастризма дает основание утверждать, что эта религия серьезно повлияла на езидизм. И это не удивительно, так как более 300 лет зораастризм являлся официальной государственной религией. Его влияние подобно влиянию ислама в период после шейха Ады.

Молитвы езидов имеют сходство с ритуальными молитвами последователей зораастризма. Особое значение имеет утренняя молитва с лицом, обращенным к солнцу. Число молитв — пять — также заимствовано из зораастризма, а не из ислама, как предполагают многие. Наиболее важными для езидов являются утренняя и вечерняя молитва (на восходе и закате солнца). Все молитвы обращены к Богу Солнца (Митра). Зарахустра установил семь обязательств, было семь праздников, определенные Ахура Маздой. Эти праздники от таковых в митраизме и исламе. У езидов эти праздники сохранились до наших дней, с некоторыми изменениями в датах празднований.

1. Maidhyoi-Zaremaya: у зарашустров — в середине (пружины) у езидов — 14 апреля. Это Праздник мертвых или Джежна сэри сал.

2. Maidhyoi-shema: у зарашустров — середина лета, у езидов также приблизительно в это время (точнее, в конце июля, празднуется в Лялеше(святое место езидов, в 60 километрах от Ниневе в северном Ираке.

3. Paitshahya: у зарашустров — праздник урожая, у езидов празднуется в конце августа.

4. Ayathriama — у зарашустров — праздник рогатого скота. У езидов этот праздник отмечают в конце весны. Езиды имеют двух святых — хранителей домашнего скота Мамишван — покровитель овец и Гаванезершан — покровитель коров. Праздник носит имя этих двух святых покровителей.

5. Maidhyaira: у зарашустров — в середине зимы, у езидов — в начале октября и последние семь дней, вначале в среду, езиды называют праздник Wednesdi-Kabach,когда продают волов. Последние семь дней — праздник в сесть шейха Ады.

6. Hamaspath — у зарашустров празднуется в конце весны, у езидов — в конце декабря. У христиан в Курдистане есть такой же праздник

Добавлено (2006-11-15, 6:05 Pm)
———————————————
Продолжение

Животные занимают особое место в древних религиях, особенно это касается митраизма, где они имеют важное значение в формировании концепции жизни, подобно связи солнца и луны. Большое количество животных изображено на наиболее известных иконах митраизма, они же почитаются у езидов как святые.

Телец. В митраизме …, езиды делают то же самое осенью. Они предполагают, что это будет способствовать гармоничному развитию человека и мира. Ранее телец символизировал осень, богатую дождями, за которой будет следовать урожайный год.

Змея. В митраизме она символизировала собой Космос. Змея — это путь, по которому движутся солнце и луна, это — символ времени. Многие ученые определяют Змею как символ движения и развития. В митраизме змея также символизировала собой смену времен года, езиды чтят змею (особенно черную) как священное животное. Недаром вход в святыню Лялеш охраняет иконка с изображением змеи.

Скорпион. В митраизме он — символ солнца. У езидов есть Пир Герва, который является покровителем скорпиона.

Все вышесказанное позволяет с предположить, что почитание Тельца, Змеи и Скорпиона езиды позаимствовали скорее из митраизма, а не зораастризма. В «Авеста»(святая книга в зораастризме) змея и скорпион описаны как вредные животные, уничтожение которых — благо.

Влияние митраизма на езидизм превалирует над влиянием других доисламских религий. Исследование обычаев и тадиций езидов позволяет утверждать о влиянии не только этих двух иранских религий, но также христианства и иудаизма. Об этом свидетельствуют схожие обряды и праздники, существующие до сих пор у езидов, иудеев и христиан. Возможно, влиянию иудаизма на езидизм способствовало то, что Курдистан был первой страной, куда были сосланы сотни евреев после отказа царя Хосеа отдать дань ассирийскому царю Салманессеру.

Христианская Пасха, имена Марии и Иисуса также упомянуты в езидских религиозных текстах. Христиане в свою очередь позаимствовали у езидов традицию окраски Пасхальных яиц, свечи и украшение входа в храм цветами.

Ислам как самая молодая религия оказала сильное влияние на езидизм, об этом свидетельствует возведение в ранг святых у езидов многих святых Ислама — Мохаммад, Али, Хассан, Омер и др. Наибольшее влияние на езидизм Ислам оказал в период во время и после шейха Ады.

Добавлено (2006-11-15, 6:10 Pm)
———————————————
Езиды до Шейха Ади


Спартак. Я читал эту статью. Но проблема в том, что митраизм не отдельная религия а одно из религиозных направлений зороастризма, возникшая ещё до реформирования маздаизма. И ничего странного нет — когда видят сходство. А как известно маздаизм практически сразу попал под влияние учений Зардашта. И новое начало поменяло старое. Удивительно то, что митраизм так же причастен к возникновению учений Христа. И этот последний факт умело умалчивается в целях религиозной коректности. Вся жизнь Христа это путь не иудейского пророка, а скорее похожа на путь служителя культа митры.


Мамешван, получается что в начале был:
Маздаизм, потом Зороастризм, от которого ещё произошёл и Митранизм и вот потом уже от этих всех религий и Езидизм ?
Ты говоришь, что в начале был Митранизм, от которого произошёл Маздаизм, учение которого проповедовал Зардашт, но потом пишешь, что Митранизм появился до Маздаизма.
Я что то совсем запутался.


Нет Спартак. Все эти религи, в том числе и нашу в Грузии, например, во времена, когда я учился в школе, называли зороастризмом. То есть названием однокоренных религий в данном случае я употребил зороастризм как наиболее известную из всез этих направлений. Думаю это не стыдно так как именно эта религия пошла по пути перехода из устной традиции в писменную что и сделала её наиболее изученной. Большинство предположений и представлений в научном мире о религии, из которой вышел зороастризм, делаются в том числе и из анализа езидизма. Но самая большая проблема в том, что после реформ Шейха Ади произощёл какой то обрыв во времени и нам тяжело доказывать свою причастность к древним религиозным культам. Говоря по проще; если убрать семитские слова и изменённые представления об Ангелах мы получим религию в большей части схожую с зороастризмом с добавлением доавестийских культов. Однако история — наука всё же материального, и говорить об этом, не имея доказательной базы из раскопков и артифактов неблагодарное занятие. Но всё же у нас есть такое право и мы делаем это.


Мамешван, кстати об именах в наших писаниях. Я как-то читал в книге Пира Димы, что имена Адам и Ева заимствованы от семитов кажется. А какие исконные Езидские имена первых людей на земле? Они известны?


Спартак. Заметь — у нас говорят и про Адама и про Еву, но в древних религиях есть упоминание лишь об человеке мужского пола в раю, которому Создатель (Ездан) запретил есть мясо священных быков. Нарушив запрет — он фактически закрыл врата рая. Исходя из этой легенды, которая была евреями позаимствована во времена вавилонского рабства, можно говорить о влиянии на иудаизм. Но иудеи обосновали преобладание женского начала в виде звезды Давида присутствием Евы в раю.
Мы же впоследствии, признавая их право на это, всё отмежевались тем, что прямо указали на Адама, как праотца. И чем не тот первый человек в раю в древних религиях? Йима (индоарийское Ямы) имя первого человека. Я на днях закину сюда выдержку из книги об истории религии.


В связи с выше сказанным, интересен факт поклонения в нашей религии четырём стихиям. Этот культ имеет очень древние корни и намного старше, чем любая мало мальски древняя религия, а так же находит отражение в той или иной степени в таких религиях, как христианство и ислам. Мы пока что говорим про две наиболее древние касты в нашей религиии или же про Пирани и Мридхана. До Шейхов мы ещё дойдём но пока что повременим.
Первопричина или основа нашего религиозного общества является кастовость. Две касты без изменений (разве что мы можем говорить про изменения в названиях родов или племён) существуют от 3 до 5 тысячилетий. И относительно друг к другу они являются религиозными лидерами и их последователями. Такого же плана касты есть и в Индии. Но в езидизме я по рассказам старших могу сделать вывод о кординальной разнице в отношениях между индийскими кастами и нашими. У них кастовость как грань которая ставит под запрет даже обычные человеческие отношения вплоть до того, что есть и пить в домах друг у друга они не могут. У нас же мы наблюдаем даже случаи когда в домах Мирян взращивали оставщихся в силу жизненных обстоятельств сиротами своих собственных религиозных лидеров. А так же и другие случаи когда в доме религиозного лидера росли Миряне. Мы уже разнимся с индийскими кастами так как все эти случаи не противоречили и не противоречат нашей религии.
Пиры. Четыре стихии во главе которых стоит огонь. В виде огненного ангела предстаёт сам Таус. Пир, очаг которого представлен огнём есть Хасмаман (Чл Пири). Вода. Этим Пиром является Мамрашан. Земля. Здесь я припишу Пира Хаджи Мухаммеда (скорее всего название опять таки изменено или арабизировано в более позднее время). Остаётся стихия под названием Воздух и здесь мы имеем род Исебя (возможно так же изменённое название). Напомню Вам, уважаемые форумчане, факт главенства этих родов внутри моей касты, а так же главенство Хасмаманов во всей езидской общине. К каждому из этих родов относятся Мриды из собственной же касты. Хасмаман — все езиды; Мамрашан — Пир Бари (если кто ещё знает можете добавить); Хаджи Мухаммед — Омархали (Кавутки), Асланаки (можете ещё добавить); Исебя — Пирабади, Бу (можете добавить ).


Quote
Хасмаман — все езиды; Мамрашан — Пир Бари (если кто ещё знает можете добавить); Хаджи Мухаммед — Омархали (Кавутки), Асланаки (можете ещё добавить); Исебя — Пирабади, Бу (можете добавить ).

Нет, тут я пас.
Определить какой род Пиров считается мридом своего Пира мне не известно.

Мамешван, всё что ты пишешь действительно очень интересно, думаю что все согласятся. Xwedê sehetê bide te.
Меня ещё кое что интересует. Например, то какой род чему покровительствует. Вот на пример ты уже написал:
Хасмаман — Огонь
Мамрашан — Вода
Хаджи Мухамеед — Земля
Исебия — Воздух
Знаю, что Мамешван покровитель мелкого рогатого скота.
Гаванезарзан — крупнорогатого скота
Интересно было б узнать про остальных родов Пиров и Шейхов. Покровители каких очагов они являются ?
Этот вопрос для всех тех, кто знает.


Очень интересный вопрос, но мое мнение…
Как таковое езидизма, к сожалению, уже нет… Мусульманство не то что повлияло, а повлияло на все 90% на езидизм… По-моему, практический не осталось ни одного святого, чье имя не звучит на арабском, а после ШЕЙХА АДИ, произошла еще и частичная арабизация нашего народа.
Спасибо.


Quote (LaLo)
По-моему, практический не осталось ни одного святого, чье имя не звучит на арабском, а после ШЕЙХА АДИ, произошла еще и частичная арабизация нашего народа.

Привет Лало, ты говоришь, что практически не осталось, а какие святые были известны до Шейха Ади?


Меня интересует такой момент: езиды это — курды?


Quote (aylaz)
Меня интересует такой момент: езиды это — курды?

Да, бре мьн, езиды это — курды. Есть курде-езди и есть курде-мусульман. Езиды это не национальность, а религия. Мы все курды, просто с разными религиями.


Курды. Мы курды. В более позднее время внук Шеха Ади, которого звали так же, но с приставкой Аль Курди окончательно прогнал всех христианских монахов из Лалеша. Аль Курди — приставка к имени, которая подчеркивает национальную принадлежность. Лалеш — храм, который не похож ни по архитектуре, ни по расположению храмового комплекса на христианские обители. Это, к слову, о попытках приписать его к ассирийской церкви. Странное дело и то, что по летописям курды кочевники. которые относились к древним дохристианским религиозным течениям устраивали зимнее стойло имено в окрестностях храма. До сих пор курды в Закавказье, а конкретно в Армении и Азербайджане только в тех местах, которые связаны с культами доисламской, а так же и дохристианской эпохи.


А разве в Лалеше когда-то были христианские монахи? Я никогда об этом ничего не знал. Интересно; какова была их миссия? Чем обосновывалась необходимость их пребывания там? Если есть такая информация, то очень интересно было бы прочесть ее.


Именно Шех Ади и его потомкм вернули нам то, что мы называем зиарат. Тот храм, который оставался нетронутым и непеределаным христианами. В начале христианской эры святитель Нестор дал начало тому течению в религии Христа, которое назвали несторианство. Суть его была в том, что Христос признавался только пророком, а не сыном Всевышнего и тем более Богом. Таких течений было большинство в непосредственной близости от тех мест, где и проповедовал Христос. Другими словами; чем дальше на запад — тем больше имя Христа и его деяния обретали мистико-религиозный характер и в итоге произошло то, что произошло. А именно лишь в Европе Христос стал Богом.
Между тем мессионеры шли и на восток от Израиля. Изначально секты христиан были слабы и малочисленны. Да и та правда, которую они несли в местах, где господствовали арийско-мидийские религиозные течения, не могла идти дальше народов, которые не были носителями иранской традиции. Расцвет этих течений, как ни странно, пришелся на исламский период. Именно с началом исламизации ассирийские христиане пользуются покровительством эмиров Мосула. Лалеш был оплотом христиан-ассирийцев. Эмир пользовался ими в деле выявления и уничтожения остатков старых религий, если те хотя бы не становились христианами.
С приходом Шеха Ади храм был отобран. Впоследствии он становился несколько раз предметом дележа между езидами с одной стороны и христианами, которых поддерживали мусульмане, с другой стороны.
Возвеличивание Шеха Ади произошло после очередного нашествия мусульман. Тело Шеха Ади было сожжено на глазах у езидов. Этот момент заслуживает более внимательного изучения, так как при горении высохший труп напоминает лук, который натягивается останками плоти человека и создается впечатление того, что сначала чаловек сгинается и в зависимости от того — в каком положении он лежит, может казаться, что он встает и при испепелении возносится к небесам. Другими словами; именно тогда многие стали его считать Богом.


Занятная, конечно, история… Но никак не возьму в толк: чем привлекал крохотный Лалеш христиан? что они собирались с ним делать? какую роль Он мог сыграть в их жизни? и что вообще христиане там хотели?


Исходя из слов классика, мы самый счастливый народ только потому, что не хотим переживать свою трагедию и по этому не ведаем о ней — о нашей трагедии.
Причины появления христиан лежат в догматизме вероучений, последователей Христа. Это то же самое, что и те люди, которые, приняв христианство, рекламируют его на курдских сайтах среди езидов. Их толкает на это те россказни, которые говорят об обретении небес обетованных, благодаря привлечению в лоно Христа определенного количества душ. Именно из-за этого многие разбойники и проходимцы, на определенном этапе своей жизни, зачастую становились мессионерами, чтобы искупить грехи и после смерти попасть в рай. Многие православные (в меньшей степени) и католические святые были просто извергами, которых сделали святыми только из-за привлечения народа в религию.
Я считаю — здесь надо искать причины того, что на каком-то этапе Лалеш стал обителью христиан.
Но самая большая наша трагедия заключена в том, что человек, пришедший за просвещением к курдам, вознесся (после своей смерти), в глазах народа, в ранг Бога. Иногда, задумавшись над этим, мне становится не по себе от глупостей предков. И это правда, которую никто не хочет озвучить.
После этого, подвергшись гонениям со стороны мусульман-суннитов, последователи Халаджи аль Мансур, Мухаммеда Газали и других суфиев направились вслед за Шехом Ади под крыло курдов. Скорее всего арабизированые иранцы или Шехи не были приняты как единоверцы и только поэтому они жили обособлено внутри своих кланов. Так образовалась каста Шехов. Со временем они стали доминировать в народе, благодаря тем речам, которые они толкали в народе. Они ведь, по своему образованию, были выше всех остальных. Произошло странное наложение ислама суфийстского толка на древнюю религию. Точно также как и у индейцев Северной Америки; наложение христианства на их старые религиозные представления.
Из-за этого у нас адаты разняца от тостов, молитв за столом, к примеру; во время поминок или свадеб. И исламские традиции, которые запрещают нам пить спиртное вообще.
Вот так бывает.


Quote (Mameshvan)
…у нас говорят и про Адама и про Еву, но в древних религиях есть упоминание лишь об человеке мужского пола в раю, которому Создатель (Ездан) запретил есть мясо священных быков.


Я тоже слышал такую версию…, но про быков — немного не так.
И сказал тогда бог: «О, ангелы! Я сотворю Адама и Еву и из сущности Адама произведу Шехар-бен-Джебра, от которого произойдет на земле отдельная община, почитающая Азазила, — он же Мелеке Tayc, — и которая будет называться езидами».

СМОТРИТЕ ДАЛЬШЕ…

Бог сошел на Св. Землю (а л — К у д с) и приказал Гавриилу принести землю с четырех стран света, землю, воздух, огонь и воду. Он создал из всего этого человека, вложив в него дух своего собственного могущества и назвал его Адамом. Тогда он приказал Гавриилу сопровождать Адама в рай и сказать ему, что он может там есть плоды со всех произрастаний, кроме пшеницы. — ПРО ЕВУ НИ СЛОВО!

ДАЛЬШЕ…

Здесь Адам оставался в течение ста лет. И спросил Мелек-Ta'yc господа: «Каким образом Адам может размножаться и иметь потомков, если ему запрещено есть зерно?» Бог ответил: «Я вложил всю материю в твои руки». Тогда Мелек-Ta'yc посетил Адама и спросил: «Ел ли ты зерно»? » — Нет», — отвечал Адам, «- Бог запретил его мне». «- Поешь зерна и все у тебя пойдет лучше», сказал Мелек-Ta'yc. Тогда Адам поел зерна и его живот тотчас же опух. Мелек-Ta'yc изгнал его тогда из (райского) сада и, покинув его, взошел на небо. Адам был обеспокоен

Т.Е.100 ЛЕТ АДАМ В РАЙСКОМ САДУ ЖИЛ САМ! СМОТРИМ ДАЛЬШЕ…

После сего Гавриил удалился от Адама на целое столетие (ЕЩЕ 100 ЛЕТ) и Адам был печален и плакал. Тогда бог приказал Гавриилу создать для него Еву из его левого плеча. Когда это совершилось, то после создания Евы и всех животных Адам заспорил с Евою по вопросу, от кого из них мог бы произойти человеческий род

Ребята, я ничего не утверждаю, я просто поделился версией, которой я владею. Есть желание? – поговорим!


Quote (Mameshvan)
Как вы думаете: что из себя представлял езидизм до прихода Шейха Ади в святой Лалеш? Что реформировал или какую религию реформировал Шейх Ади? Если имеете представление об этом — просьба высказать свое мнение. С уважением, Мамешван.

Маме, знаю точно от наших историков, что Езидизм, в том виде, какой он был до реформы шейха Ади, был действительно той самой религией всех курдов и говорят, что сильно отличался от того, что стало после шейха Ади.


Давайте так. Я перескажу то что могу, а вы скажете что и как.
Вполне согласен с Райденом. Судя по всем косвенным признакам, езидизм — это третья религия от первой курдской религии. Я вполне честно говорю об этом. Но после той, которая и дала жизнь всем религиям региона, езидизм самая близкая к корням по духу. Как это все возникло? Это все не возникало. Скорее всего езиды это конгламерат различных иранских племен близких по ментальности и традициям предков, но многие из них были в исламе суфийского толка и в христианстве. Это исходит из различных трактовок традиций. Традиции трактуются, начиная от мусульманского взгляда, кончая культами авестийскими. Причем один и тот же человек может справлять один и тот же праздник по разному.
Дальше пошло наложение культов, а также своеобразный реэкспорт схожих понятий.
Возьмем священный пятничный день. Он считается таковым только ради уважения к пророку Мухаммеду. Про этот день говорится, что это день, когда было дано писание ангелом (архангел Гавриил) книги. Хотя езиды России уже давно не чтут этот день, точно также как и изредко делают обрезание. То же самое редко делают биск. Праздники высчитываем. Праздники до солнцестояния или число не должно переваливать за 20-21.
Думаю — Шех Ади просто канонизировал то, что уже было между племенами. Тут были дописаны в довесок несколько молебней и гимнов. И поэтому у нас по два религиозных лидера.
Тамаз. А это писание всего лишь пересказ учений Ал Газали на езидский лад. Я согласен с армянскими учеными в смысле появления езидских книг под давлением мусульман. Получилось то, что получилось. А все остальное — обычные аллегории суфиев. Ну, а там где есть аллегории — там очень часто теряется суть сказанного.
То что я отписал, все это есть у нас в виде даже поговорок. Стоит быть внимательными к разговорам, как религиозных лидеров так и мирян.
Может кому-то не понравится то, что я написал. Однако это все из моих наблюдений. Я могу даже рассказать про рода, которые стали езидами (в том виде, в котором мы религию видим) и причины, по которым они приняли Шеха Ади.

Добавлено (2007-11-11, 1:26 Am)
———————————————
Что-то никто не желает отвечать в этой теме. Но всё же я продолжу.
В наше время большинство больших религий предстают перед нами как монолитные учения. Однако мало какая религия признаёт адепты и догмы и адаты других религий. Езидизм в этом отношении безусловно уникальная религия. Следует отметить то, что все современные религии имеют один корень и философию. В основе их лежат учения Тот Гермеса Трижды Благословенного или Джеути, которые когда-то были написаны в Древнем Египте. Эти учения легли в основу проповедей мага Зардашта, главы племени Левия Моисея, Иисуса из Назарета, Мани из Вавилона а также арабского кочевника христианина-еретика Мухаммеда из городка Ятриб. Это учение называется ГЕРМЕТИЗМ .
Это учение со временем стало эклиптичным (синкретизм) и, вобрав в себя практически все философско гуманистические течения, возникшие в древнем мире. Причём большинство философов сами творили под влиянием учений Тот Гермеса Трижды Благословенного .
Оплотом герметизма была столица египетских царей Пталомеев (греки) Александрия. Со временем христиане и мусульмане уничтожили даже упоминание основного источника своей религиозной философии. Этот оплот постепенно переходит в маленький городок Харран, неподалёку от Урфы (в древности Эдесса) в Курдистане .

Я продолжу в ближайшее время а пока что только это.


Дорогой Мамешван! Это не совсем так. Я, например, с удовольствием принял бы участие в этом диспуте, но, к сожалению, я не знаю историю религии. Поэтому мне всегда интересно читать его. Так что мы не игнорируем. Просто мне нечего добавить в силу некомпетентности. Прошу понять правильно и продолжать писать, ибо очень интересно. Если будут какие-то несогласия или вопросы, то я лично обязательно отмечу.
С уважением Şalîko Bêkes!


Mameshvan по поводу христиан пишет полную чушь. Вместо того, чтобы писать свои фантазии — сперва выучи историю христиан и их учение.

Автор: admin