- Advertisement -
Домой News НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КУРДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КУРДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ

- Advertisement -

Кристина Долоян

Из всех элементов материальной культуры курдов Закавказья наиболее устойчивым и полностью сохранившимся до настоящего времени является женская одежда.
Национальный костюм женщин состоит из шаровар (хавалъкрас), рубахи (крас), безрукавки (элак), юбки (туман, навдера), фартука (шалэк, доштук), нарукавников (давзанг), шерстяного пояса (бане пэште), головного убора (кофи, фино или головных шелковых платков), шерстяных чулок (гора).
Хавалькрас — ситцевые, очень широкие шаровары, собранные в талии и на щиколотках на вязаный шерстяной шнурок. Согласно религиозным традициям, курды-езиды носили шаровары только белого цвета, в то время как мусульмане — цветные. В настоящее время шаровары носят только пожилые женщины.
Крас — нижняя рубаха из цветного ситца или бязи, туникообразной формы, очень широкая, с длинными широкими рукавами, с открытым круглым воротом и разрезом посреди груди. Ее носят поверх шаровар.
Элак — безрукавка из плотного одноцветного материала (сукна, бархата, полотна). Плечи и борта безрукавки обшивают шелковой тесьмой или лентой. Прежде элак обшивали на груди перламутровыми пуговицами, всевозможными монетами, а иногда ракушками.
Курдянки Армении носят бархатную или суконную кофту (котви) с длинными рукавами. Такая кофта имеет глубокий вырез на груди, чтобы были видны нагрудные украшения, нашитые на элак 93. Курдянки Азербайджана носят обыкновенную блузу из ситца, но с длинными рукавами и закрытым воротом.
Туман — юбка, сшитая из разноцветного, реже одноцветного, материала (ситец, сатин, шелк), расклешенная, собранная в сборки; надевают ее на шаровары. Низ юбки отделан тесьмой или лентой, которые пришиваются не к самому краю подола, а несколько отступя от него; носят туман курдские женщины-мусульманки.
Для езидок характерна юбка навдера, которую шьют из тех же тканей, что и туман. Навдера представляет собой два отдельных полотнища, собранных в складку. Одно полотнище надевается спереди, а другое сзади. Скрепляются они завязками либо вокруг талии, либо по бокам. Раньше надевали до десятка навдера одну на другую. Теперь ограничиваются двумя-тремя.
Поверх навдера носят фартук, называемый шалэк в Армении, Грузии или доштук в Азербайджане. Он состоит из трех-четырех разных по цвету, но одинаковых по ширине и длине продольных полос сатина или шелка. В талии фартук завязывают вязаным шерстяным шнуром.
Пожилая курдянка в Армении и Грузии поверх юбок и фартука обматывает талию шерстяным платком (пэшт) прямоугольной или треугольной формы. Встречаются разноцветные и одноцветные платки. Носить их по традиции могут только замужние женщины. Сверху пэшт туго обертывают шерстяным вязаным поясом — бане пэште, длиной 2—2,5 м. В отличие от пэшт этот пояс является обязательной частью одежды как женской, так и девичьей. Предпочитают яркие пояса с орнаментом, обычно тотемического характера. Ныне бане пэште носят главным образом пожилые и старые женщины.
На рукава кофты — котви надевают нарукавники, сшитые из легкого разноцветного материала. Нарукавники завязываются у кисти руки тесемками или шнурочками.
Женские головные уборы можно разделить на головные уборы девушек и головные уборы женщин. К первым относятся шелковые разноцветные платки и фетровая шапочка типа фески (фино).
Платки являются будничным, а в Азербайджане и праздничным головным убором.
Фино носили в Армении и Грузии как праздничный головной убор. Вокруг лба его обвязывали в виде чалмы шелковым платком. На фино нашивали различные украшения. В настоящее время этот вид головного убора встречается редко.
Кофи — головной убор замужних женщин — распространен в Грузии и Армении. Он состоит из фанерного или деревянного остова округлой формы, снаружи обшитого ярким сукном, на которое нашивают монеты. Сверху кофи повязывают цветными или белыми платками, так чтобы видна была только часть, обшитая монетами. Мусульманки носили кофи с высокой тульей, езидки — с низкой. В настоящее время кофи носят только по праздникам.
На ногах женщины носят вязаные самодельные носки — гора, преимущественно из белой шерсти, с черным или разноцветным орнаментом. В прошлом на носки надевали кожаные (покупные или самодельные) туфли без каблуков (сол), либо на каблуках (кондара, джзма). Но эта обувь была доступна лишь зажиточным женщинам. Женщины из бедных семей носили кожаные самодельные чувяки — чарэх. В настоящее время чарэх почти не встречаются; повсюду носят покупные городские туфли.
Женская национальная одежда в целом представляет собой гамму самых ярких цветов: красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого и др. Праздничная и будничная одежда курдских женщин различается в основном только качеством материала.
Особенность национальной одежды закавказских курдянок — многочисленные украшения. Они являются обязательной принадлежностью некоторых элементов женского костюма (например, монеты на головном уборе). В основном все украшения можно свести к следующим группам: головные, ушные, носовые, шейные, нагрудные, поясные, наручные, ножные.
К головным украшениям относятся бардженик, коле зера, носимые сейчас лишь по праздникам, полек котык.
Бардженик представляет собой узкую ленту или полоску бархата, надевающуюся на лоб и завязывающуюся на затылке. Слева и справа с этой ленты спускаются до подбородка нанизанные бисером вертикальные ряды ниток. Каждая передняя нить короче задней (обычно их надевают с каждой стороны от пяти до семи). Чем ярче окраска ленты и бисера, тем украшение считается богаче и ценнее. К концам бисерных ниток раньше пришивали монеты.
Коле зера — лента или полоса бархата темного цвета, закрывающая весь лоб. Спереди к ленте в два-три ряда прикреплены старинные монеты. Вокруг головы коле зера завязывается тесемками, пришитыми к краям ленты.
Полек — медные, серебряные, золотые монеты, которыми обшивается кофи. Котык — кисточка из шелковых ниток, пришиваемая к кофи с правой стороны.
Перечисленные украшения носят курдянки Армении и Грузии.
Большое распространение у всех курдских женщин имеют серьги — гоар.
Прежде курдянки Закавказья носили носовое украшение карафил — серебряный или золотой диск, продевавшийся в ноздрю. Сейчас это украшение повсеместно вышло из употребления.
Из шейных украшений широко распространены бусы — мори, карбар, мрджан. Все бусы независимо от размера, цвета, формы и качества, кроме коралловых и янтарных, называются мори; карбар — только янтарные бусы; мрджан — только коралловые. Раньше широко бытовало украшение в виде серебряных или медных дисков, продетых на нитку и одевавшихся на шею. Сейчас это украшение обычно надевают по праздникам (Армения, Грузия).
Из нагрудных украшений наиболее характерны садаф рахт. Первое из них представляет собой нашитые спереди на жилетку перламутровые пуговицы. Второе состоит из красиво соединенных между собой серебряных или золотых монет и является праздничным украшением курдянок Грузии и Армении.
К наручным украшениям относятся покупаемые в магазинах и распространенные повсюду гостилк — кольцо и базэн — браслет.
Ножное украшение (хрхал) представляет собой серебряный браслет, надевавшийся на ноту выше ступни. Обычно его надевали на ночь, как оберет от злых духов. Сейчас хрхал не носят.
Поясное праздничное украшение — отделанный серебром или обшитый монетами кожаный пояс (камбар) — сейчас особенно распространено среди курдянок Азербайджана.
Мужская национальная одежда в настоящее время почти полностью вышла из употребления и курды Закавказья ходят в костюме обыкновенного европейского покроя. Курдская мужская одежда в прошлом состояла из белой бязевой рубахи — крас, длиной до колен, широких домотканых шерстяных шаровар — шал, шерстяного архалука (архалэх) чохи. На талию курд надевал пояс (пэшт, камбар), за который затыкал кинжал. На голове носили либо обыкновенную кавказскую папаху, либо несколько разноцветных платков, повязываемых вокруг войлочного колпака — колос. На ноги надевали шерстяные и самодельные чулки (гора) и кожаные лапти (чарэх).
93 Часто элак надевают и сверху котви.
из сборника «Народы Кавказа», изд-во АН СССР, Москва, 1962
Costumer.narod.ru

23 сентября в 21:33

- Advertisement -
- Advertisement -

Stay Connected

16,985ФанатыМне нравится
2,458ЧитателиЧитать
61,453ПодписчикиПодписаться

Must Read

PIYÊSA XELÎLÊ ÇAÇAN ”MEMÊ Û EYŞÊ”

Bîranîneke xweş ya berî zêdeyî 40 salan, ku îzbata karê pîroz yê ronakbîrên kurdên Sovyeta berê ye. Nimûneyeke zargotina me a delal, bi qelema nivîskarê...
- Advertisement -

ЕЗИДЫ: МНОГОВЕКОВАЯ КОСТЬ В ГОРЛЕ ИСЛАМСКОГО МИРА

Прочитав заголовок статьи, кто-то подумает, что я сейчас буду бочку на ислам катить. Ничего подобного: я с одинаковым скепсисом отношусь ко всем религиям/философиям/мировоззрениям, претендующим на истину в последней инстанции.
Во многом мой скепсис объясняется тем, что именно такие претенциозные идеологии на определенном историческом этапе привели к религиозному помешательству, ставшему нормой не то что для целых народов, но и для целых цивилизаций.

Предки курдов были славянами! Их нельзя разменивать на Эрдогана…

Дарья Асламова

Мне физически плохо. Как может быть плохо человеку, который разрывается между политическим цинизмом и правдой. Как всякая женщина, я предпочитаю реальность. Но и лгать я не могу. Мы заигрались с курдами. У меня был товарищ-журналист, у которого папа-историк писал диссертацию о курдах в советское время. Тема была вроде того: «Курды — лучшие друзья СССР». Когда он закончил, его кураторы из КПСС сказали, что политическая обстановка поменялась, и курды теперь — пособники мирового капитализма. Диссертацию надо переписать. Он переписал. А что делать? Тогда ему снова отказали: «Обстановка переменилась. Курды снова наши друзья, но не совсем. Перепиши и смягчи акценты». Надо ли говорить о том, что папочка моего коллеги так и не защитил диссертацию?

Белые люди Курдистана: сражающиеся потомки ариев

В последние месяцы, в связи с военными действиями в Сирии и особенно в связи с активной и неприглядной ролью в них Турции, всё чаще и чаще в СМИ упоминаются курды, которые активно ведут боевые действия на территории Сирии и противостоят джихадистам из ИГИЛ и другим террористическим организациям. За это они подвергаются геноциду как со стороны террористов, так и со стороны правительства Турции.

Но как так оказалось, что курды воюют в Сирии, а также проживают в Турции, Ираке, Иране и даже России? Что представляет из себя этот воинственный народ, о котором, не будь этого военного конфликта на Ближнем Востоке, рядовой потребитель СМИ никогда бы и не узнал? История этого народа древняя и трагичная. Прежде всего, стоит сказать, что, проживая на своих исконных территориях тысячи лет, курды в новейшей истории не имеют собственного государства.

Related News

PIYÊSA XELÎLÊ ÇAÇAN ”MEMÊ Û EYŞÊ”

Bîranîneke xweş ya berî zêdeyî 40 salan, ku îzbata karê pîroz yê ronakbîrên kurdên Sovyeta berê ye. Nimûneyeke zargotina me a delal, bi qelema nivîskarê...

ЕЗИДЫ: МНОГОВЕКОВАЯ КОСТЬ В ГОРЛЕ ИСЛАМСКОГО МИРА

Прочитав заголовок статьи, кто-то подумает, что я сейчас буду бочку на ислам катить. Ничего подобного: я с одинаковым скепсисом отношусь ко всем религиям/философиям/мировоззрениям, претендующим на истину в последней инстанции.
Во многом мой скепсис объясняется тем, что именно такие претенциозные идеологии на определенном историческом этапе привели к религиозному помешательству, ставшему нормой не то что для целых народов, но и для целых цивилизаций.

Предки курдов были славянами! Их нельзя разменивать на Эрдогана…

Дарья Асламова

Мне физически плохо. Как может быть плохо человеку, который разрывается между политическим цинизмом и правдой. Как всякая женщина, я предпочитаю реальность. Но и лгать я не могу. Мы заигрались с курдами. У меня был товарищ-журналист, у которого папа-историк писал диссертацию о курдах в советское время. Тема была вроде того: «Курды — лучшие друзья СССР». Когда он закончил, его кураторы из КПСС сказали, что политическая обстановка поменялась, и курды теперь — пособники мирового капитализма. Диссертацию надо переписать. Он переписал. А что делать? Тогда ему снова отказали: «Обстановка переменилась. Курды снова наши друзья, но не совсем. Перепиши и смягчи акценты». Надо ли говорить о том, что папочка моего коллеги так и не защитил диссертацию?

Белые люди Курдистана: сражающиеся потомки ариев

В последние месяцы, в связи с военными действиями в Сирии и особенно в связи с активной и неприглядной ролью в них Турции, всё чаще и чаще в СМИ упоминаются курды, которые активно ведут боевые действия на территории Сирии и противостоят джихадистам из ИГИЛ и другим террористическим организациям. За это они подвергаются геноциду как со стороны террористов, так и со стороны правительства Турции.

Но как так оказалось, что курды воюют в Сирии, а также проживают в Турции, Ираке, Иране и даже России? Что представляет из себя этот воинственный народ, о котором, не будь этого военного конфликта на Ближнем Востоке, рядовой потребитель СМИ никогда бы и не узнал? История этого народа древняя и трагичная. Прежде всего, стоит сказать, что, проживая на своих исконных территориях тысячи лет, курды в новейшей истории не имеют собственного государства.

КУРДЫ

Курды (курд. کورد Kurd) — этническая группа на Ближнем Востоке, живущая в основном в восточной части Турции (Северный Курдистан), западном Иране (Восточный Курдистан), северном Ираке (Южный Курдистан) и северной Сирии (Западный Курдистан). Многочисленные диалекты курдского языка относятся к северо-западной подгруппе иранских языков. Большинство курдов исповедует ислам, меньшинство — езидизм, христианство и иудаизм.
- Advertisement -

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here


Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function jnews_encode_url() in /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/jnews-social-share/class.jnews-select-share.php:225 Stack trace: #0 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/jnews-social-share/class.jnews-select-share.php(357): JNews_Select_Share::get_select_share_data('facebook', false) #1 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/jnews-social-share/class.jnews-select-share.php(65): JNews_Select_Share->build_social_button('facebook') #2 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-includes/class-wp-hook.php(287): JNews_Select_Share->render_select_share('') #3 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-includes/class-wp-hook.php(311): WP_Hook->apply_filters(NULL, Array) #4 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-includes/plugin.php(484): WP_Hook->do_action(Array) #5 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-includes/general-template.php(3021): do_action('wp_footer') #6 /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/td- in /var/www/u1244608/data/www/shaliko.ru/wp-content/plugins/jnews-social-share/class.jnews-select-share.php on line 225