• Ср. Июл 17th, 2024

Şalîko Bêkes

Şêr-Bêkes

КУРДИЗМ: ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ ДИКТАТ?

Автор:Шалико Бекас

Май 24, 2013

Автор: Kurdê Merîfet Raşîd Mamêdî (Mamedov)

Я долго думал, писать эту статью или нет. Но, в конце концов, решился, т.к. боль и опасения за наше будущее не дает мне покоя. Мне не дают покоя наши взаимоотношения с нашими братьями езидами, которые с каждым днем все больше и больше накаляются и ухудшаются. Я долго искал и изучал корни этих проблем и противоречий между нами курдами и езидами и попробую их все раскрыть в этой статье. История курдского народа малоизученна и малоизвестна. Курды – согласно большинству востоковедов автохтонный народ, проживающий на территории Месопотамии, в этногенезе которого приняли участие в основном ирано-язычные племена Мидии и другие иноязычные народности месопотамии. И эти же востоковеды причисляли езидов к части курдского народа. Большинство курдов, около 80% говорят на курманджи считающимся одним из диалектов курдского языка, на котором также говорят езиды. Кроме этого термин «курмандж» применяется в качестве самоназвания наравне с термином курд. Но также нужно отметить что, некоторые востоковеды прошлого и нынешние считают езидов отдельной национальностью, тоже автохтонно проживающей в Месопотамии и родственной курдскому народу, в частности курманджам. Сейчас между курдами и езидами идут очень горячие споры о тождественности езидов с курдами, как представителями курдского народа. Большинство курдов считают езидов частью курдского народа исповедующих древне-курдскую религию, называемую в научных кругах «езидизмом». А езиды наоборот считают себя отдельным народом, но часть, которого приняла участие в процессе этногенеза курдского народа. Они считают курманджев бывшими езидами, принявшими ислам и самоназвавшимися курманджами. Эти вопросы действительно очень спорные и сложные, т.к. согласно тем же востоковедам, самоназвание курд закрепилось за нашим народом 1500 лет назад, т.е. в 5-6 веках, а возможно и позже, а этимология и история возникновения самоназвания курмандж совсем неизвестна. А как мы назывались до этого периода, какую религию исповедовали и на каком уровне развития находились, история пока умалчивает. Но чем больше мы спорим, тем больше ожесточаемся друг против друга. Единственное что можно признать, сколько мы себя помним, живем по соседству, хотя наша история написана кровавыми страницами. После завоевания Месопотамии арабами и насаждением там чуждого нам ислама, произошли коренные изменения в менталитете большей части нашего курдского народа. Мы попали под влияние арабов, нам были насаждены чуждые арабские ценности и самое страшное мы были натравлены на остальные народы, сохранившие свои верования и самобытность. И езиды не были исключением. Можно со всей ответственностью сказать, что езиды больше пострадали от нас курдов, чем от самих арабов и турок в дальнейшем. Политика наших врагов всегда была такой, они нас использовали для подавления непокорных народов, использовали даже против своих братьев. Хотя иногда мы и без натравливания, ради захвата земель и ради наживы, а чаще из религиозной неприязни нападали на езидов. Как это было в начале 19 века, когда Ревандузские курды напали на езидов и уничтожили, чуть ли не половину мирного населения, по разным оценкам было убито более 100 тыс. езидов. Также нужно упомянуть события начала 20 века, происходящие на востоке Османской империи, когда многие курдские племена принимали участие в массовых убийствах езидов, армян, ассирийцев и другого немусульманского населения. Турки бросали клич – «грабь и убивай» и многие курды действовали. В результате этого более сотни тысяч езидов было убито, а часть спаслась в Российской Империи. Все эти кровавые события сохранились в памяти езидов, эта информация передавалась и до сих пор передается из поколения в поколение, вследствие чего у езидов закрепились неприязненные чувства к нам. Но наши недалекие представители интеллигенции призывают забыть те события, пытаются всячески скрыть и даже оправдать действия наших предков. А когда езиды напоминают нам о тех событиях, некоторые из нас обвиняют их в нытье и даже антикурдизме. Интересно, а евреев отмечающих свой день геноцида каждый год, в чем можно обвинить? Или нас курдов отмечающих каждый год день геноцида (анфаль, Халабджа) в чем можно обвинить? Хотя Германия признала факт геноцида евреев (холокост). Даже Турция в лице премьер-министра Эрдогана признала Дерсимские погромы начала 20 в. и даже Ирак признал геноцид курдов (анфаль). А мы все пытаемся скрыть и оправдать свои злодеяния. Хотя была попытка глав курдской партии в Турции, в лице Ахмед Турка, признать преступления своих предков, но это было настолько незаметно и неофициально, что даже еще больше внесла сумятицу. Но, не смотря на все эти наши гонения на езидов, большая их часть не держит на нас зла. Даже больше, они всегда боролись против поработителей и с удовольствием вступали с нами в союзы для противоборства нашим врагам. Ведь не секрет, что в армии Мустафы Барзани было не мало езидов и сейчас в отрядах ПКК не мало езидов проливают кровь за Курдистан. Также не будем забывать, как в Армянской ССР езиды подняли курдскую историю и культуру на новый уровень. И как сейчас те же езиды возглавляют курдские общественные организации в России. Если сейчас мир хоть что-то знает о нашем народе, то опять благодаря тем езидам, изучающим нашу историю и культуру. Лично у меня возникает чувство, что езиды большие патриоты Курдистана, нежели сами курды и они больше самих курдов делали и делают для Курдистана. Но почему в последнее десятилетие они стали все больше обосабливаться от нас? Чем же мы их так благодарим, что они от нас отдаляются? Тем, что силой хотим навязать им курдизм и свою идентичность? Благодарим постоянными нападками на их религию в СМИ, искажая ее до неузнаваемости, призывая ее реформировать ради того, чтобы легче было навязать им курдизм? Мы их благодарим бедственным положением в Ираке и Иракском Курдистане, где они притесняются мусульманским населением, как арабами, так и курдами, где в их отношении ведется дискриминационная политика, где они считаются второсортными людьми и периодически подвергаются гонениям? Мы их благодарим тем, что не признаем их выбор, не признаем их идентичность, не признаем их как езидов? Мы разве должны их считать своими братьями, только если они назовутся курдами, а тех, кто отказывается считать врагами? Почему никто не задумывается о причинах все большего обособления езидов от нас? Почему видя, что курдизм чужд большинству езидов, все еще продолжаем его навязывать силой, и используем для этого тех же езидов, тем самым раскалываем их на два противоборствующих лагеря? Мы всегда ищем врагов и виновных на стороне, всегда видим соринку в чужом глазу, а в своем не замечаем и бревна! Неужели мы курды стали такими же, как наши поработители и используем их фашистские методы? 

< PS: Я свою статью отправлял на адреса нескольких курдских сайтов для опубликования. Но все отказались. И это очень печально! 

 

Источник материалов,является официальный сайт группы Kaniya Sipi

www.ezdixandi.com