• Ср. Июл 17th, 2024

Şalîko Bêkes

Şêr-Bêkes

ШАЛИКО БЕКАС: «СУДЬБА ТЕАТРА ЗАВИСИТ ОТ НАРОДА»

Автор:Шалико Бекас

Апр 18, 2012

13 апреля в Москве состоялась премьера  спектакля Шаликое Бекаса «Розы без шипов не бывают». Сегодня мы уже можем с гордостью признать курдский театр национальным достоянием. Днем создания курдского театра  «Мидия» под руководством Шаликое Бекаса следует считать 4 марта 2007 года.
20  октября 2007 года зрителям была представлена трагикомедия « Богом проклятые». В  марте 2008 года, на V международном фестивале национальных театров в Москве, спектакль был удостоен пяти  дипломов.

—Уважаемый Шалико Бекас, поздравляю Вас с очередной премьерой.

— Спасибо! Но, знаете, я бы не хотел эту благодарность принять сугубо личном ракурсе. Да, я собрал коллектив, написал пьесу, осуществил постановку… И, тем не менее; не считаю это своей собственностью. Возможно, мои слова звучат несколько пафосно, но всё же я считаю, что это — для моего народа и это — его театр, в котором я, хоть и на энтузиазме, но с удовольствием работаю. Я —сын курдского народа и считаю своим долгом не сидеть, сложа руки. И если моя   ра-бота приносит хоть небольшую пользу, то я безгранично счастлив. Поэтому, с Вашего позволения, я бы поздравил с этой премьерой всех курдов.

— Ваша новая работа называется «Розы без шипов не бывают». Как Вы объясните это название?

— Можно по-разному трактовать это название, но смысл не очень изменится. Можно сказать: «Любовь без проблем не бывает», — можно и так: «Ничто  легко не даётся», — можно понимать как угодно, тем более, что любовь в этой комедии у меня на последнем плане. 
Эта пьеса не о любви и затрагивает другие проблемы. Она о том, как легко люди меняются вместе со своим социальным положением, о том, как мы сталки-ваемся с несправедливостью, как не соответствуем своему воображаемому по-ложению и статусу… 
Если другие народы только-только стали изображать из себя «голубокров-ных», то у нас это бытует давно, и мы постоянно страдаем от таких глупостей. Мы же всегда старались и стараемся устроить жизнь своих детей так, как нам хочется, так,  как наши предки нам завещали! 
А какие плоды мы пожинаем? Мы рождаем и растим не детей, а мутантов. Как только их сознание едва сформировалось, они уже знают, что «подрастут и должны жениться, или выйти замуж»… Словно только для этого мы их и рожаем, создаём им благоприятные условия для формирования рабской психологии.
В итоге получаем что? Наши сыновья растут, учёба им не нужна (это в их программу не входит), нужно жениться, нужно пахать по чёрному, чтобы кормить семью… О девушках уже вообще молчу. Они мне напоминают жертвенных агнцев. Их выращивают и откармливают на заклание, т. е. с малых лет они уже это знают и готовят себя к замужеству  (любовь тут не предусматривается). 
Наверняка многие заглядывают в интернет и читают посты молодых курдов и курдянок. Когда ты видишь этот ужас, от стыда хочется провалиться сквозь землю, и чем дальше, тем хуже. Что самое страшное; никто из старшего поколения не думает как-то приостановить этот рок, чёрными тучами нависший над нашими детьми. Наоборот, мы каким-то чудовищным образом умудряемся ещё и пользоваться их бедой, пытаемся использовать их несчастье в своих корыстных целях. Это ли не кощунство?!
«Розы без шипов не бывают» — это сигнал, предупреждение для Миро, ко-торый задумал защитить своих детей от этой безысходности. Он готов к тому, чтобы объявить войну невежеству. Он хочет спасти детей и отвести от них хамст-во, наглость, неграмотность. 
Он верит, что придёт другой и продолжит благое дело, поэтому и отдаёт Назе Титалу. Он знает, что Титал поддержит его, станет рядом и сделает всё возможное, чтобы дать достойную жизнь своим детям. Он знает, что Титал никогда и никому не позволит играть своей судьбой.

Розы без шипов не бывают— Расскажите, пожалуйста,  об актёрах Вашей группы.

— Если честно, то пока рано говорить о молодых людях, которые участвуют в спектакле как об актёрах. Для того, чтобы носить это имя, нужно пройти долгий и нелёгкий путь. Но могу сказать, что и Тамама Ростам, и Хасане Исмаил воистину совершили героический поступок. 
За очень короткий период нашей работы они продемонстрировали удиви-тельную выносливость и доказали свой дар на деле. Тамама Ростам три раза в неделю совершала путь в 100 км, чтобы прийти на репетицию, причём ни разу не пропустила и ни разу не опоздала. Ни разу она не проявила недовольство по этому поводу и не пожаловалась на дальность дороги. 
На таких земля держится. Пользуясь случаем; я хочу  лично выразить глу-бочайшую благодарность её родителям — нижайший им поклон! 
Точно также хочу отметить и этого чудного парня, Хасане Исмаила. Он тоже приезжал издалека, но его подвиг в другом. Дело в том, что этот парень не знал курдского языка. 
Он за каких-то два-три месяца проделал адский труд,  блестяще справился со своей задачей и вышел на сцену.  Что я могу сказать о них? Да, они пока не актёры, но многим актёрам они дали фору.
В конце концов, стать актёром — это дело практики, но далеко не каждый может стать Тамамой Ростам и Хасане Исмаилом. И здесь я хочу особо поблаго-дарить брата Хасана, Маруфе Исмаила и его супругу Нубару Ростам за то, что они предложили нам двух столь чудных и прекрасных молодых людей. Честь им и хвала!
Я надеюсь, что когда-нибудь судьба снова сведёт меня с этими людьми.

Розы без шипов не бывают—  Каким Вам видится будущее созданного Вами театра?

— Будущее театра в наших же руках. Всё, что зависит от меня лично, я добросовестно исполняю. Но и общество тоже должно помочь своему театру —  судьба театра, прежде всего, зависит от народа.
Поверьте, без вашей поддержки мы ничего не сможем сделать. Не думайте, что все вот тихо сидели в своих углах, а я тут из кожи вылез и состряпал спек-такль. Это не так. 
Тем не менее, находились доброжелатели, которые отзывались и реально помогали нам. Ведь мне приходилось за многое платить (аренда помещении, ре-квизиты, другие расходы). По мере своих возможностей они помогли мне матери-ально, за что им огромное спасибо и низкий поклон.Розы без шипов не бывают
Люди собирали деньги: кто по 100 рублей, кто по 500, кто по 1000… Кто-то практически помогал, кто-то вокалом, кто-то техникой, кто-то костюмами… Поста-новка одного спектакля — колоссальный труд и затраты, и я это делал не один. 
Я хочу от всего сердца низко поклониться всем, кто внес свою лепту в наш труд – спектакль был поставлен самоотверженной помощи этих людей. 
Спасибо вам всем и до новой встречи!

— Удачи в Вашей  творческой деятельности.

Беседу вел Ишхан МИРОЕВ.

kurdishcenter.ru