Азо Джалали
История нашего народа окутана мифами и легендами. Ведь недостаток информации создает почву для мифологизации истории, что и произошло в слу-чае с курдами. Во многом этому способствовало многовековые войны, происхо-дящие на земле наших предков, и как следствие этого уничтожение материальных ценностей курдов. Только во время арабских завоеваний в Курдистане были уничтожены десятки храмов огня, около 200 книг. Данное печальное событие отра-жено в Сулейманийском Пергаменте, датируемая началом VII в. Это вовсе не значит, что курды никогда не интересовались собственным происхождением. Наоборот, для курдов его родословная имеет большое значение. Но этому спо-собствовало вековое разделение курдов и как следствие этого отсутствие долгое время единого государства. Многовековые междоусобные войны и войны за независимость на территории родины курдов — Курдистана довершают трагиче-скую картину под названием «история курдов»
Пожалуй, сегодня трудно отыскать курдского деятеля, этническое проис-хождение которого не оспаривалась бы соседними с курдами народами. Очень часто духовное наследие нашего народа становится целью варварского при-своения, а затем недоброжелатели курдов пытаются их выставить дикими гор-цами, лишенные собственной культуры. Дескать, все, что у них есть, это они у нас переняли. Что ж, история еще рассудит нас и расставит точки над «и». Од-нако нашим врагам не стоит забывать, что именно в Курдистане произошла не-олитическая революция, что именно на земле наших предков находятся такие города как Киркук, Хавлер, Амед с тысячелетней историей. Что именно в Курди-стане находятся развалины самого древнего университета на земле. Но стоит нашему народу задаться вопросами «почему это происходит?», «почему нашу культуру присваивают другие, а на нас смотрят свысока?», «почему наша история искажена?» и ответ всегда остается на виду. На мой взгляд, причиной этому это отсутствие единой государственности. Причиной же отсутствия единого го-сударства это вековая разобщенность курдов. Наш народ неоднороден и это с одной стороны наше культурное многообразие, а с другой является препятствием на пути к консолидации этноса для достижения многовековой мечты — осво-бождение нашей родины.
В среде курдского народа до сих пор сохраняют силу патриархальные от-ношения. До сих пор многие курды придерживаются родоплеменной организации своего общества. У них существует обычай уважения и подчинения к старшему, обычай подчинения женщины мужчине, которому была отдана, обычай раздельного отношения мужчин и женщин, обычай уважения женщины, обычай моногамии. Очень много курдов знают своих предков вплоть до седьмого колена. Курды разделены на множество говоров и наречий, религиозных общин и кланов. Особенно сильными родоплеменные отношения у курдов были в прошлом. Кажется, курдский народ никогда не существовал вне племени. И сегодня большинство курдов, знают к какому роду или племени они принадлежат. Но независимо от клана или религиозных предпочтений трепетное отношение к институту семьи, наряду с верностью данному слову, является частью курдского менталитета. Этим и объясняется моногамия среди курдов.
К слову сказать, курды своими нравами и обычаями резко отличаются от соседних мусульманских и христианских народов. Но, не смотря на наше древнее происхождение и национальную самобытность, наш народ все еще лишен соб-ственной государственности. И это не смотря на то, что были неоднократные попытки освобождения нашей родины. На мой взгляд, первопричину наших не-удач следует искать в нас самих – мы все еще не можем объединиться в единый и мощный кулак против наших врагов, хотя часто говорим о единстве. Но в от-личие от нас, наши враги всегда объединялись против нас. Следует понимать, что только согнутые в кулак пальцы могут представить угрозу для неприятеля, а не различные комбинации из трех или двух пальцев. По моему личному убежде-нию, все курды это одна большая семья, и когда какого-либо курда убивают или унижают, то это личная проблема каждого из курдов! Нет особой разницы между курдами заза, соранами или курманджами, между езидами, мусульманами или алевитами… Вся разница в вере или в диалекте. У нас одна и та же история, и один и тот же язык и кровь у нас одна и та же. Как гласит известная курдская по-говорка «ашир баве ашира», тем самым подчеркивается кровное родство всех сегментов курдской нации. Может восприятие курдами собственный народ как одну очень большую семью сможет сплотить их? В конце концов, обращения курдов к незнакомым им курдам в виде «хушке» (сестра) или «бре мын» (мой брат) наверное, не случайны?! Может быть, это память о том, что когда-то мы действительно были детьми одной семьи?! Как бы там ни было на самом деле, действительность наша такова, что только настоящие братские отношения спо-собны сплотить наш народ! Как известно, человек наделен правом выбора. Пусть каждый из курдов имеющий разум выбирает, как относится к другому курду, как к своему (пусть даже и дальнему) родственнику или через призму принадлежности его к определенному клану, диалекту или религиозной общине. Причастность к курдскому народу должно быть первично, все прочее вторично. Можно кого угодно обманывать, но собственную кровь не обманешь.