• Ср. Июл 17th, 2024

Şalîko Bêkes

Şêr-Bêkes

СНОСКИ К СТАТЬЕ*

Автор:Шалико Бекас

Дек 2, 2011

1. Джавахишвили, Нино.
Этнорелигиозные стереотипы грузинских студентов. //
Социологические
исследования
, 2005, № 3, сс. 107 – 112. (Далее в тексте: Н.Дж., ук. ст.).

2. Джавахишвили, Нино
Этнорелигиозные стереотипы грузинских студентов. (Полный вариант статьи на
сайте журнала «Социологические исследования»). //
http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-3/javaxisv.pdf. (Далее в тексте:
Н.Дж., 2-я ук. ст.).

3.   Арутюнян Ю.В. и
др. Этносоциология. Уч. пос. для ВУЗов. М., 1998. С. 168.

4.  219 человек, все православные:
64,8% – женщины, 35,2% – мужчины. [Н.Дж., ук. ст., с. 108].

5. 211 человек, в основном русские
(53,6%) и армяне (37,7%). 66,7% были православными, 14,5% принадлежали к
григорианской церкви, 10,1% составляли католики. Женщины – 58%, мужчины – 42%.
[Н.Дж., ук. ст., с. 108].

6. Аттитюды (англ. attitudes), или
социальные установки, через которые изучаются межэтнические отношения.
«Межэтнические установки – это установки на взаимодействие (отрицательное или
положительное со всеми нюансами) с другими этническими общностями в любой сфере
жизнедеятельности и в любом виде – от личностного общения с людьми иной
национальности до восприятия явлений, элементов истории, культуры, типов
социально-экономического развития» или еще шире иных цивилизационных форм». (
Арутюнян
Ю.В. и др.
Этносоциология. уч. пос. для ВУЗов. – М., 1998. С. 188.)

7. Для шкалы Богардуса респондент должен
отметить один или несколько ответов для типичного представителя той или иной
нации:

1. вступил\а бы в брачные отношения.

2. дружил\а бы.

3. были бы соседями на одной улице.

4. сотрудничал\а бы.

5. принял\а бы гражданином своей страны.

6. принял\а бы только гостем в своей
стране.

7. выдворил\а бы из своей страны.
[Н.Дж., 2-я ук. ст., с. 8–9]

8. Следует отметить разность восприятия
профессий дворника в эпоху СССР в России и Грузии. Так, в России (в первую
очередь, конечно, в Москве) работа дворником считалась достойной. Этой работой
в различное время было занято немалое количество интеллигенции, студентов и
т.д. Немалое количество россиян, сделавших головокружительную карьеру, в своё
время работали дворниками. Хотя в связи с нехваткой дворников в Москве, власти
города ввозили и неквалифицированную рабочую силу, предлагая различные льготы и
бонусы.

В Тбилиси подобная ситуация была
практически невозможна. Интеллигенция и будущие высокопоставленные деятели в
принципе не могли работать дворниками. Работать дворником считалось зазорным и
среди грузин, являющихся рабочими.

Похожая ситуация сложилась в России с
начала 2000-х годов. Работа дворником (уборщиком и т.д.), сегодня уже можно так
сказать, считается, пожалуй, наименее престижной и ассоциируется в основном с
неквалифицированными (и зачастую нелегальными) работниками из Таджикистана,
Узбекистана и Кыргызстана, не прельщая россиян. Не случайно в массовом сознании
россиян выходцы из указанных стран стали ассоциироваться именно с «грязной» и
нелегальной работой, что сходно со стереотипами, сложившимся в Грузии в
отношении курдов. Различием являлся лишь легальный статус курдов (наличие
гражданства СССР, прописки в Тбилиси и, соответственно, отсутствие
необходимости получать разрешение на работу).

9. firbari, dimitri. komaxia, mamuka. saqarTvelos qurTebi. / BTKK –
Policy Research Group. – Tbilisi, 2008.
(на груз. яз.) (название книги написано
латинскими буквами в соответствии с нормами, принятыми для обозначения букв
грузинского алфавита.). С. 80.

Курды очень недовольны также, что этот
стереотип живуч среди грузин, несмотря на появление среди курдов образованных
людей и предпринимателей.
(Ethnic
minorities in Georgia
. // International Fact-finding mission Report. №
412/2. FIDH. – Paris, April 2005.
P. 10–11.)

10. Речь идёт не только об идеализации
криминального мира среди мужчин, которые могли делать в этой «отрасли»
определённую «карьеру». Среди курдов Грузии наблюдался (возможно, наблюдается)
и такой феномен, как идеализация этого мира женщинами. Так, нередко можно было
услышать, как курдянки Грузии выражали гордость своими сыновьями, ставшими
участниками криминального мира, даже заявляли, что-де другие женщины (тоже
курдянки, естественно) завидовали им в этом, и стремились выдать своих дочерей
(даже образованных и с высшим образованием) замуж за «воров в законе».

11. Giga Chikhladze and Irakly Chikhladze. Georgia:
Kurdish Minority Facing Oblivion. //
CRS No.166, 13-Feb-03.
http://www.iwpr.net/?apc_state=hrufcrs161653&l=en&s=f&o=161654. (на рус. яз: http://www.iwpr.net/?apc_state=henfcrs161654&l=ru&s=f&o=161653).

firbari, dimitri. komaxia, mamuka. saqarTvelos qurTebi. / BTKK – Policy Research Group. – Tbilisi, 2008. С. 75.

12.  Официально подобных квот не
существовало. Такие квоты «выбивал» для курдов  Караме Анкоси.

13. По имеющимся данным, театральный
институт окончили 2–3 курда. (Информация предоставлена Карамом Анкоси.)

14.   Информация предоставлена
Карамом Анкоси.

15. Как известно, классический путь
абитуриента-медалиста пролегал именно на естественно-научные специальности.
Так, например, известный курдский общественный деятель К.Анкоси, окончив
среднюю школу с золотой медалью, поступил на физический факультет Тбилисского
госуниверситета. Правда, вследствие желания профессионально изучать курдов, со
2-го курса он перевёлся на иранское отделение факультета востоковедения.

16.  Следует отметить, что и
сегодня среди курдов наблюдается похожая ситуация. Хотя значительная часть
курдов учится в вузах, бо́льшая часть из них – студенты юридических
специальностей самых разных вузов, в т.ч. технических. Среди курдов и сейчас не
пользуются популярностью те вузы и факультеты, которые востребованы в мире,
такие как естественно-научные факультеты МГУ, МФТИ и др., требующие серьёзной
подготовки на протяжении ряда лет. Даже среди очень богатых курдских семьей,
которые могут позволить обучать своих детей без всяких ограничений, и
откладывать выход на рынок труда, популярны различные академии
финансово-экономического и юридического профиля, фактически не существующие для
остального мира. Совершенно очевидно, что курды выбирают эти учебные заведения
не потому, что мечтают быть, например, экономистами. Лучшими российскими
экономистами, котирующимися на Западе, являются как раз выпускники в первую
очередь мехмата МГУ. Представляется, что они выбирают эти направления в силу
скудной подготовки и отсутствия тяги к фундаментальности. В этом смысле,
например, поведение курдов в какой-то мере близко к северокавказским народам.

17.  На кафедре ботаники биофака
ТГУ преподавала Л.Алоева, из касты пиров. (Информация предоставлена Карамом
Анкоси.)

18. До сих пор нередко можно услышать
восторженные воспоминания и различные истории этих людей, работавших на
молоковозах.

19. Среди курдов Грузии очень мало людей
награждённых профессиональными знаками отличия, и, за редким исключением, не
имеется лиц, получивших высшие государственные награды Грузии.

20. Так, выпускник факультета
журналистики ТГУ Ишхан Мироев работал долгое время в русскоязычной прессе
Грузии – в газетах «Молодёжь Грузии» и «Заря Востока». В последней – одной из
наиболее известных закавказских газет – он являлся даже заместителем
председателя парткома.

21. Здесь мы, естественно, не
рассматриваем такие новые (фантастические) утверждения бывших езидов,
принявших, например, православие (или другие религии), что по национальности
они являются езидами, а по вероисповеданию – православными (кришнаитами и
т.д.).

22. Как известно, в 2005 г. имеющиеся до
этого русскоязычные факультеты в вузах Грузии были закрыты. Таким образом, если
ранее в Грузии можно было получить высшее образование на русском языке, то
после 2005 г. и это стало невозможным. (
Мехузла, С. Роше, Э.
Национальные меньшинства и образовательная реформа в Грузии. / Европейский
центр по вопросам меньшинств (ECMI). Рабочий доклад ECMI. – Сентябрь 2009. С.
48. То же самое на груз. и англ. языках:
mexuzla, s. roSe, e. ganaTlebis
reforma da erovnuli umciresobebi saqartveloSi. /ECMI.
ECMI-is samuSao moxseneba # 46. – seqTemberi 2009. gv. 65. Mekhuzla, S.
Roche, A.
National minorities and Educational Reform in Georgia. /European
centre for Minority issues (ECMI).
ECMI Working Paper # 46. – September
2009. P. 46.)

23. Здесь можно возложить вину и на
грузинские власти, предоставляющие право выбора негрузинскому населению, в т.ч.
и курдам, особенно в Тбилиси, где отсутствуют компактные поселения этнических
меньшинств. А выбор часто в связи с самыми различными факторами (от боязни
отдать детей в грузинскую школу и инерции до отсутствия реальной оценки
перспектив) может быть нерационален. Как верно отмечает известный грузинский
политолог Гиа Нодиа, в Грузии сохраняется образовательная система, имея ввиду
систему школ на различных языках, «которая является инструментом дезинтеграции
общества». (
Нодиа, Гиа. Полиэтничность Грузии: Факт, отношение к нему и
политическая стратегия. //
Одно общество, много этносов: Этническое
многообразие и гражданская интеграция в Грузии
. – Гиа Нодиа (ред.),
Кавказский институт мира, демократии и развития. – Тбилиси, 2003. С. 89.) См.
его же: «Государственные учреждения работают исключительно на грузинском языке,
почти не осталось возможностей получить высшее образование на языках
меньшинств, крайне трудно найти работу, не зная грузинского языка, средства
массовой информации почти исключительно используют грузинский. Это значит, что
через систему негрузинских школ государство выталкивает собственных будущих
граждан из общества, отказывает им в шансе на достижение успеха в собственной
стране». [Нодиа, Г. Ук. соч. С. 91.] Таким образом, очевидно, что во многом
вина лежит на властях Грузии. Особенно это касается наличия негрузинских школ в
Тбилиси.

Что касается мнения о том, что
«выталкивание собственных… граждан» происходит именно из-за исключительного
использования грузинского языка (
Минасян С. Этнические меньшинства
Грузии: потенциал интеграции на примере армянского населения страны. – Ереван,
Кавказский институт СМИ и Союз общественных организаций «Еркир», 2006. С. 61),
то оно для курдов неактуально. Подобные представления могут быть распространены
среди этнических меньшинств, проживающих на территории Грузии, компактно, и/или
традиционно имеющих в Грузии школы на своём языке (т.е. армян, азербайджанцев и
русских), и имеющим возможности уезжать в страны, где эти языки являются
государственными. Курдам же при выборе другого языка, безусловно, более
рационально делать выбор в пользу государственного, что не исключает
дополнительного изучения и других языков (и это актуально в контексте любой
страны, где проживают курды в качестве этнического меньшинства). Невозможно
требовать от грузинских властей готовить эмигрантов для России (речь здесь идёт
о курдах).

24. Трудно не согласиться с Г.Нодиа, что
«система «негрузинских» школ в Грузии растит будущих эмигрантов». [
Нодиа, Г.
Ук.соч., с. 89.]

25.  Подр. о МШЭ см.: www.iset.ge.

26. Giga Chikhladze and Irakly Chikhladze. Georgia:
Kurdish Minority Facing Oblivion. //
CRS No.166, 13-Feb-03.

27. См. мнение заместителя председателя
Общества езидов Грузии (по профессии – учительница грузинского языка) Лили
Сафаровой по:
Giga Chikhladze and Irakly Chikhladze. Georgia: Kurdish
Minority Facing Oblivion. //
CRS No.166, 13-Feb-03.